Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

Поэтому к моменту воссоединения северной окраины с РСФСР, в кон­ це февраля - начале марта 1920 г., центр испытывал большую потребность в независимом транспортном коридоре, надеясь с его помощью компенсиро­ вать потерянные транспортные пути. Вполне естественно, что в первую оче­ редь Советское правительство начинают интересовать северные порты, при­ чем не только в качестве важного средства оживления торгово- экономических и дипломатических контактов с Западом, что скорее всего яв­ лялось вынужденным шагом, но и в виде инструмента для активизации ис­ пользования внутренних ресурсов, в частности, за счет освоения Северного морского пути. Так, например, арктический маршрут, вместе с руслами вели­ ких сибирских рек, мог заменить разрушенные железные дороги, составив основу новой транспортной цепочки по доставке хлеба из Сибири в европей­ скую Россию. Стратегическое значение северных территорий для укрепления Совет­ ского государства в Совнаркоме осознавали и в самый разгар Гражданской войны, когда прямого доступа к Белому и Баренцеву морям Москва еще не имела. В двухлетней программе железнодорожных работ, утвержденной В.И. Лениным 21 января 1919 г., на Главный Комитет государственных сооруже­ ний ВСНХ, наркоматы путей сообщения и военный была возложена «разра­ ботка двух вариантов соединения Москвы с Мурманом (от Овинище- Судской дороги к Свири или Повенцу)»1. В постановлении Совета Труда и Обороны, принятом 2 июня 1920 г., уже после ликвидации Северного фронта, «поддержание правильной экс­ плуатации на Мурманской железной дороге и планомерная достройка ее» ѵ» 2 признавались «государственной внеочередной и срочной задачей» . Самым серьезным препятствием при этом была нехватка в северных районах рабо­ чей силы, которая требовала от центра подтягивания значительных ресурсов. По словам выступавшего летом 1920 г. на II съезде Советов Мурманского 191 Декреты Советской власти. Т.4. С.306. Декреты Советской власти. Т.9. С.8-9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz