Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

гические исследования полезных ископаемых вдоль Мурманской железной дороги1. Разные проекты колонизации Севера требовали координации действий по их осуществлению. 18 октября 1916 г. после возвращения с церемонии за­ кладки нового города А.Ф. Трепов предложил Николаю II создать «Между­ ведомственное совещание по развитию Севера», что и было сделано; А.Ф. Трепов стал его председателем2. Стратегическое значение нового города для будущего России легко заметили современники. Тибетский врач и приближенный Николая II П.А. Бадмаев писал императору в феврале 1917 г. о том, что «порт Романов дол­ жен сыграть мировую роль для нашего отечества - большую, чем берега Финского и Рижского заливов, Немецкого моря и даже Черного моря и Дар­ данелл. Порт Романов будет не только конечным портом для всей России с Туркестаном и ближайшими частями азиатского материка, но даже конечной точкой для всего азиатского Востока, Индии, Индокитая, Тибета, Китая, Маньчжурии, Монголии и Японии»3. Многие проекты царского правительства, рассчитанные на долговре­ менную политику, не были реализованы из-за начавшейся в России револю­ ции. Несмотря на все усилия царского правительства, мурманский стратеги­ ческий коридор, построенный за 5 месяцев до падения монархии в России, не смог кардинально спасти положение Российской империи. Пришедшее к власти в марте 1917 г. Временное правительство, заявив 0 курсе продолжения войны, было вынуждено принимать меры по усилению пропускной способности и улучшению технического состояния Мурманской железной дороги и Мурманского порта. В своих заседаниях 6 июня и 17 ав­ густа 1917 г. оно предусмотрело выделение средств на эти цели. Была решена и проблема подчиненности дороги, вызванная тем, что участок пути от Пет­ розаводска до Званки, построенный обществом Олонецкой железной дороги, 1РГИА. Ф.1276. Оп.13. Д.91. Л.З. 2РГИА. ф.274. Оп.2. Д.747. Л. 151-153; Ф.274. Оп.2. Д. 1008. Л 113. 3Бадмаев П.А. За кулисами царизма: Воспоминания. Мемуары. —Минск -М., 2001. С.50-52. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz