Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
реакция, не могла быть постоянной: нервные импульсы в системе государст венного взаимодействия устремлялись из центра на север постольку, по скольку этого требовали военные потребности. С окончанием войны или расширением ресурсных возможностей присутствие государства на Севере становилось необязательным, по крайней мере, требовало принятия новых доктринальных принципов, а вместе с этим реформирования всей системы безопасности страны. Вместе с тем изучение массива документов в Российском государст венном историческом архиве позволило выявить особенность, которая еще не описывалась в литературе. Стратегическая рефлексия к Кольскому Северу в последние месяцы существования империи не только определялась сиюми нутными потребностями военного времени, но и не исключала проявления долгосрочных интересов, основанных, прежде всего, на довоенных проектах экономического освоения Кольского Севера. Благодаря строительству же лезной дороги (мечта о которой до войны многим казалась несбыточной), все они получали новую актуальность, поскольку, как казалось, «развитие про изводительных сил обширного нашего Севера... составит предмет непре станных забот правительства в самом ближайшем будущем»1. В последние месяцы существования Российской империи в круге об суждавшихся в правительстве вопросов, посвященных Северу, большое зна чение приобрело превращение находившейся на берегу Кольского залива, вблизи Семеновых островов, конечной станции железной дороги «Мурман» в город. 28 июня 1916 г. министр путей сообщения А.Ф. Трепов подал «Все подданнейший доклад» императору, в котором он обратил внимание на то, что поскольку «в русских и иностранных торговых кругах пробудился уси ленный интерес к вопросу об использовании этого направления для торговых сношений России с Западной Европой и Америкой», «сооруженный ныне порт на Мурмане, никогда не замерзающий, доступный для самых больших и 1 Зайцев А.Ф., Родионов Н.Р. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере. -Пг.,1916 . С.11. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz