Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

дна), многим из них требовался длительный ремонт, на Север были привле­ чены и военные корабли союзников по Антанте. Тем самым Баренцево море превратилось в театр военных действий. Наиболее ожесточенные бои велись здесь осенью 1916 г. Немецкие подвод­ ные лодки потопили 3 русских судна и 7 английских. В свою очередь, моряки русской флотилии уничтожили 2 вражеских подводных лодки1. Несмотря на отдельные потери, взаимодействие союзников, в целом, помогло обеспечить охрану северного побережья и проводку транспортных судов с необходимы­ ми для России грузами. Таким образом, включение Кольского Севера в формирующуюся сис­ тему военной безопасности произошло в первой половине 1916 г., что указы­ вает на обусловленность этого процесса всем предшествующим поворотом Российского государства к стратегической инфраструктуре Севера. Тревожная обстановка невольно способствовала усилению военного контроля не только приморских, но и внутренних районов Кольского Севе­ ра. Так, например, на состоявшемся 28 декабря 1916 г. межведомственном совещании под председательством морского министра рассматривался во­ прос об организации охраны края. Необходимыми мерами были признаны не только введение жандармского и полицейского надзора в Мурманском порту, но и создание постов пограничной стражи от Рованиеми до Печенги, органи- ѵ* w 2 зация службы конвоирования грузов по Мурманской железной дороге . Ряд авторов настаивают на том, что строительство Мурманской же­ лезной дороги, порта, военно-морских баз и поселений при них носило вре­ менный характер3. Правомерность этой точки зрения не лишена оснований. Военно-стратегическая рефлексия центра к Кольскому Северу вызывалась геополитическими условиями Первой мировой войны и, как всякая другая 1Ушаков И.Ф. Избранные произведения. Т.1. С.599. 2РГИА. Ф.1276. Оп.13. Д.5. Л.4-5. 3 Арьева Е.К. История сооружения Мурманской (Кировской) железной дороги: Автореферат дисс... канд. ист. наук. - Петрозаводск, 1955. С.13; Неруш И.А. Города Кольского Севера: Очерк истории строительства и формирования городов на Кольском полуострове. —Мурманск, 1978. С.20; Жалнин Д.Е. Мурманск в истории военно-морского строительства на Русском Севере // III Ушаковские чтения: Сб. статей. —Мурманск, 2006. С. 18. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz