Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
дна), многим из них требовался длительный ремонт, на Север были привле чены и военные корабли союзников по Антанте. Тем самым Баренцево море превратилось в театр военных действий. Наиболее ожесточенные бои велись здесь осенью 1916 г. Немецкие подвод ные лодки потопили 3 русских судна и 7 английских. В свою очередь, моряки русской флотилии уничтожили 2 вражеских подводных лодки1. Несмотря на отдельные потери, взаимодействие союзников, в целом, помогло обеспечить охрану северного побережья и проводку транспортных судов с необходимы ми для России грузами. Таким образом, включение Кольского Севера в формирующуюся сис тему военной безопасности произошло в первой половине 1916 г., что указы вает на обусловленность этого процесса всем предшествующим поворотом Российского государства к стратегической инфраструктуре Севера. Тревожная обстановка невольно способствовала усилению военного контроля не только приморских, но и внутренних районов Кольского Севе ра. Так, например, на состоявшемся 28 декабря 1916 г. межведомственном совещании под председательством морского министра рассматривался во прос об организации охраны края. Необходимыми мерами были признаны не только введение жандармского и полицейского надзора в Мурманском порту, но и создание постов пограничной стражи от Рованиеми до Печенги, органи- ѵ* w 2 зация службы конвоирования грузов по Мурманской железной дороге . Ряд авторов настаивают на том, что строительство Мурманской же лезной дороги, порта, военно-морских баз и поселений при них носило вре менный характер3. Правомерность этой точки зрения не лишена оснований. Военно-стратегическая рефлексия центра к Кольскому Северу вызывалась геополитическими условиями Первой мировой войны и, как всякая другая 1Ушаков И.Ф. Избранные произведения. Т.1. С.599. 2РГИА. Ф.1276. Оп.13. Д.5. Л.4-5. 3 Арьева Е.К. История сооружения Мурманской (Кировской) железной дороги: Автореферат дисс... канд. ист. наук. - Петрозаводск, 1955. С.13; Неруш И.А. Города Кольского Севера: Очерк истории строительства и формирования городов на Кольском полуострове. —Мурманск, 1978. С.20; Жалнин Д.Е. Мурманск в истории военно-морского строительства на Русском Севере // III Ушаковские чтения: Сб. статей. —Мурманск, 2006. С. 18. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz