Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

усилий, чтобы заблокировать России ее традиционные выходы в океан, край­ не ревностно отнеслась к строительству Мурманской дороги, предоставляв­ шей даже более удобный (незамерзающий, открытый и расположенный бли­ же к Великобритании) морской выход, нежели те, которые в мирное время имелись у России на Балтийском и Черном морях. Угроза германского противодействия вынудила российское правитель­ ство принять меры для защиты судоходства, для чего с начала 1916 г. прави­ тельство приступает к формированию на Мурмане структур военной безо­ пасности. Общий замысел был изложен в Плане организации морских сил в Северном Ледовитом океане и Белом море, который в феврале 1916 г. был утвержден императором. Изучивший этот документ Д.Е. Жалнин отметил, что Морским силам Северного Ледовитого океана ставилась задача охраны транспортных судов на подходах к портам, в местах сосредоточения в ожи­ дании проводки их караваном (на Иокангском рейде) или очереди разгрузки (в Кольском заливе)1. 11 марта 1916 г. Совет Министров России одобрил проект строительства на северном побережье Кольского полуострова двух военно-морских баз —на берегу Кольского залива и в Иоканьге, ассигновав на эти цели 1 миллион 800 тыс. рублей . 8 апреля 1916 г. Александровский о уезд был переведен на военное положение . Летом 1916 г. была сформирова­ на Флотилия Северного Ледовитого океана, штаб которой разместился в Ар­ хангельске, но важнейшие оперативные соединения стали базироваться на Мурмане. Ядро Флотилии составили крупнейшие корабли российского ВМФ - крейсеры «Варяг» и «Аскольд», линкор «Чесма и др. Некоторые из них бы­ ли приведены на Север с Дальнего Востока. Поскольку техническое состоя­ ние отечественных кораблей оставляло желать лучшего (погибшие в русско- японскую войну крейсер «Варяг», линкор «Чесма» были подняты с морского 163 1 Жаннин Д.Е. История строительства и боевой деятельности Флотилии Северного Ледовитого океана: Дисс... канд. ист. наук. —Мурманск, 2005. С.65. Ушаков И.Ф. Избранные произведения. Т.1. С.393,598. 3РГИА. Ф.1276. Оп.11. Д.910. Л.12-13.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz