Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
усилий, чтобы заблокировать России ее традиционные выходы в океан, край не ревностно отнеслась к строительству Мурманской дороги, предоставляв шей даже более удобный (незамерзающий, открытый и расположенный бли же к Великобритании) морской выход, нежели те, которые в мирное время имелись у России на Балтийском и Черном морях. Угроза германского противодействия вынудила российское правитель ство принять меры для защиты судоходства, для чего с начала 1916 г. прави тельство приступает к формированию на Мурмане структур военной безо пасности. Общий замысел был изложен в Плане организации морских сил в Северном Ледовитом океане и Белом море, который в феврале 1916 г. был утвержден императором. Изучивший этот документ Д.Е. Жалнин отметил, что Морским силам Северного Ледовитого океана ставилась задача охраны транспортных судов на подходах к портам, в местах сосредоточения в ожи дании проводки их караваном (на Иокангском рейде) или очереди разгрузки (в Кольском заливе)1. 11 марта 1916 г. Совет Министров России одобрил проект строительства на северном побережье Кольского полуострова двух военно-морских баз —на берегу Кольского залива и в Иоканьге, ассигновав на эти цели 1 миллион 800 тыс. рублей . 8 апреля 1916 г. Александровский о уезд был переведен на военное положение . Летом 1916 г. была сформирова на Флотилия Северного Ледовитого океана, штаб которой разместился в Ар хангельске, но важнейшие оперативные соединения стали базироваться на Мурмане. Ядро Флотилии составили крупнейшие корабли российского ВМФ - крейсеры «Варяг» и «Аскольд», линкор «Чесма и др. Некоторые из них бы ли приведены на Север с Дальнего Востока. Поскольку техническое состоя ние отечественных кораблей оставляло желать лучшего (погибшие в русско- японскую войну крейсер «Варяг», линкор «Чесма» были подняты с морского 163 1 Жаннин Д.Е. История строительства и боевой деятельности Флотилии Северного Ледовитого океана: Дисс... канд. ист. наук. —Мурманск, 2005. С.65. Ушаков И.Ф. Избранные произведения. Т.1. С.393,598. 3РГИА. Ф.1276. Оп.11. Д.910. Л.12-13.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz