Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
вглубь России. Пропускная способность дороги оценивалась в 11 пар поездов в сутки с общей грузоподъемностью до 400 тыс. пудов груза в одном направ лении, но в реальности техническое состояние дороги оставляло желать луч шего. В начале 1917 г. по этим причинам в Кольском заливе скопилось около 20 неразгруженных пароходов. Проблемы работы Мурманского порта и Мурманской железной дороги обсуждались на Особом совещании по оборо не государства1. В историографии высказывалась оценка, что мурманский коридор так и не успел вступить в строй. Известный военный теоретик и знаток истории Первой мировой войны Н.Н. Головин также считал, что если бы Мурманская дорога «и была своевременно закончена, потребовалось еще много времени для оборудования порта»2. Поэтому, в частности, М.А. Анфимов называл строительство этой самой северной в мире дороги «еще одним преступлени ем царя Николая II», перенапрягавшего «силы народа, и без того изнывавше го под гнетом войны, страдавшего от голода и разрухи»3. Эти мнения не являются бесспорными. При всем техническом несо вершенстве мурманского коридора, его работу нельзя признать безрезультат ной. По данным П.Д. Быкова, на Мурманский порт пришлось 20 % всех гру зов, завезенных в Россию северным маршрутом на конец 1916 г. (см. табл. 12). По оценке А.Б. Смирнова, в течение 1917 г. в порты Архангельской гу бернии было доставлено 80 % всех поступивших в Россию грузов, в том чис ле 60 % в Архангельск и 20 % в Кольский залив4. Тем самым, удельная доля мурманского порта в общем грузообороте Севера выросла до 25 %. Серьезной проблемой, препятствующей нормальной работе Мурман ского порта, стала активизация германских военно-морских сил в Баренце вом море. Германия, вместе со своими союзниками предпринявшая немало 1Журналы Особого совещания по обороне государства. 1917 год. —М., 1978. С.127. 2Головин Н.Н. Россия в Первой мировой войне. - М., 2006. С.367. 3 Анфимов М.А. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах // Отечественная исто рия. - 1994. -№ 3. - С.65. Смирнов А.Б. Морские порты Архангельской губернии в политике Российского государства в годы Первой мировой войны: Автореферат дисс... канд.ист.наук. —Архангельск, 2003. С.20. 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz