Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

Железнодорожное оборудование для Мурманской дороги закупалось за границей, для чего Управление постройки командировало своих представи­ телей в Лондон, Париж и Нью-Йорк. Конечным пунктом дороги была выбра­ на Семеновская бухта, находящаяся чуть севернее Колы, в южном колене Кольского залива. Здесь с 1915 г. шло сооружение временных пристаней для приема союзнических судов. 3 ноября 1916 г. недалеко от Полярного круга произошла стыковка се­ верного и южного участков дороги. В землю был забит серебряный костыль, специально изготовленный на одном из петроградских заводов. С этого дня по всей дороге открылось сквозное движение. Николай II прислал телеграм­ му: «Счастлив доброму известию. Благодарю Вас, строителей, мастеровых и рабочих за столь быстрое окончание первостепенной государственной важ­ ности предприятия...»1 На строительстве Мурманской железной дороги действительно были достигнуты беспрецедентные в мировой практике темпы прокладки рельсо­ вого пути. 1000-километровое полотно было уложено за 20 месяцев: в сред­ нем по 52,5 км в месяц. Стоимость железнодорожного строительства соста­ вила примерно 200 миллионов рублей. Свой полный облик Мурманская железная дорога приобрела весной 1917 г., когда государство выкупило и присоединило к ней построенную на частные средства железнодорожную ветку от Петрозаводска до Петрограда протяженностью 266 верст. Для обеспечения постоянной связи России с со­ юзниками по дну океана от Александровска до Шотландии был проложен кабель2. В Кольский залив вереницей пошли суда из союзнических стран. Они везли вооружение, боеприпасы и другие грузы —все, что необходимо для воюющей страны. Однако недостаток портовых разгрузочно-погрузочных устройств, нехватка паровозов и подвижного состава затрудняли отправку 1РГИА. Ф.274. Оп.2. Д. 1013. Л.34. 2Быков П.Д. Военные действия на Северном Русском морском театре в империалистическую вой­ ну 1914-1918 г г .-Л ., 1939. С.13. 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz