Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
Столкнувшись с тяжелыми условиями жизни на стройке, вольнонаем ные рабочие с нетерпением ждали окончания своих контрактов, чтобы скорее уехать. Канадцы, нанятые по договору с российским правительством англий ской фирмой лорда Френча, были настолько напуганы увиденным, что и во все отказались работать. Случались побеги. Рабочие нередко получали ранения и погибали от несчастных случаев. Довольно высокой была смертность от заболеваний. По официальным дан ным, за время строительства от болезней скончалось 617 человек, в том чис ле от цинги - 422 человека1. Но эта цифра занижена, поскольку не учитывает летальные исходы тяжело больных, отправленных на лечение за пределы стройки. Морской министр И.К. Григорович, посетивший строительство осенью 1916 г., впоследствии писал: «Поездка эта произвела на меня отвратительное впечатление, видно, все жалобы, которые до меня доходили, были верны. Ра бочие и пленные, работающие на дороге, содержатся плохо, о них мало забо тятся, особенно о китайцах, которые за работу получают мало, почти голые и голодные, но с них дерут большие деньги за все, что им необходимо, так что заработка не хватает. Я был свидетелем полного отчаяния этих людей и даже скандалов, о чем говорил с министром путей сообщения (А.Ф. Треповым. — П.Ф.), но он близко к сердцу это не принимает, а главный инженер-строитель нас успокаивал и обещал улучшить положение рабочих, но было видно, что он попросту обманывал»2. 160 русски. Кроме того, много затруднений создают расовая вражда и религиозные различия. Военно пленные чехи не желают жить в одних бараках с немцами. Магометане, татары и кавказцы отка зываются есть мясо коров, убитых на обыкновенной бойне и режут их по-своему способу, не же лая даже возить свое мясо на тех телегах, на которых перевозится мясо для русских рабочих. Со блюдая свой летний пост (Рамазан), магометане не едят до захода солнца и оказываются в траги ческом положении в тех широтах, где солнце летом не заходит совсем. Голодовка магометан во время поста из-за незаходящего солнца заставила администрацию переводить их несколько юж нее, где солнце закрывалось на некоторое время лесом или горами» (Мурманская железная доро га... С.71-72). Мурманская железная дорога... С.75. 2Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра. 1853-1917. - Кронштадт-М., 2005 С.111.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz