Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
государство уже на практическом опыте открывало стратегические свойства Севера. В западной прессе мурманский выход в Европу получил образное на звание «Вторых Дарданелл», которым выражалось появление у России новых морских ворот, позволявших взаимодействовать с миром, минуя Средизем ное море1. Растянувшееся на девять месяцев принятие решения о строительстве Мурманской железной дороги вызвало большие тревоги в Швеции. Здесь стали укореняться убеждения о существовании у России тайных намерений проложить коммуникации к Норвежскому морю по шведской территории, чему отчасти способствовала нечеткость заявлений российских властей о ко нечном пункте строящейся железной дороги. Сохранявшаяся до 3 июня 1915 г. пауза и спровоцировала тревоги в Швеции. В начале 1915 г. в шведской прессе началась паника. В качестве объекта российских притязаний называл ся норвежский порт Нарвик. Российские амбиции трактовались в контексте имперской политики, обретая лаконичную формулу: «Нарвик или Дарданел лы». Шведская газета «Nya Dagligt Allehanda» полагала, что по природно географическим условиям портостроительства Вест-фьорд Норвежского мо ря, где расположен Нарвик, заметно превосходит российское побережье Ба ренцева моря, и это обстоятельство, по мнению газеты, должно было толк- нуть Россию на Скандинавский полуостров . С большим доверием к России отнеслась шведская газета «Dagens Nyheter», считавшая, что строительство железной дороги на Мурман обойдется российскому правительству «много дешевле войны со Швецией и последующей вражды со Скандинавскими го сударствами»3. Несмотря на суровые природные условия, российское правительство решило проложить рельсовый путь к побережью Баренцева моря в кратчай шие сроки, финансируя работы через систему чрезвычайных сверхсметных 1См.: Арнольдов А.М. Вторые Дарданеллы: Мурманский выход в Европу. - Пг., 1922. 2Мурманская железная дорога: Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описани ем ее района. - Пг., 1916. С.178-181. Мурманская железная дорога... С.174-175. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz