Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
Впрочем, уже 1 января 1915 г. на основании доклада министра путей сообщения С.В. Рухлова Николаем II принимается решение о строительстве железной дороги от Петрозаводска до Сороцкой бухты на юго-западном по бережье Белого моря. Император, обычно излагавший свои резолюции крат ко (одним словом, а то и несколькими буквами), на этот раз на особом жур нале Совета Министров надписал: «Согласен. Но считаю безусловно необхо димым в будущем продолжение этой линии на север - до одной из лучших бухт Мурманского побережья»1. Следующим шагом стала направленная Николаю II записка известного исследователя Севера Л.Л. Брейтфуса и коллежского советника Афендика, в которой они еще раз повторили мысль С.Ю. Витте о необходимости продле ния дороги на север, до побережья Мурмана, в силу того, что последнее, в отличие от беломорского, было незамерзающим и позволяло принимать суда круглогодично. Эта записка и стала поводом для принятия 21 января 1915 г. Высочайшего решения о производстве изысканий железной дороги к Мур манскому побережью, а 21 февраля - об отпуске кредита на заготовку мате риалов для ее строительства2. Весь ход принимаемых в дальнейшем документов свидетельствует, с каким трудом давалось правительству решение о строительстве Мурманской железной дороги в условиях войны. Только 3 июня 1915 г. последовало высочайшее повеление о строи- тельстве рельсового пути от Кандалакши до Колы . В таком виде дорога име ла бы недостроенный промежуток - между Кандалакшей и Сорокой, пере движение по которому предполагалось морским путем, вдоль Карельского берега Белого моря. Поэтому практически одновременно правительством принимаются решения о выделении средств на установку 12 автоматических маячных ацетиленовых огней и одного освещаемого бакена, а также на при 1Особые журналы Совета Министров Российской империи. 1914 год: Сб. документов. - М., 2006. С 571. 2РГИА. Ф.1276. 0п.20. Д.81. J1.125-126; Там же. Ф.274. Оп.2. Д.1008. Л.ЗЗ. 3РГИА. Ф.1276. 0п.20. Д.89. Л.120-121. 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz