Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
ляндия была частью Российской империи, у некоторых членов общества не возникло уверенности в правильности обретения Россией стратегического выхода к незамерзающим гаваням Мурмана кружным путем, через террито рию автономии. «Финляндский» проект не был новым, он активно обсуждал ся еще в XIX в. Резкой критике в свое время его подверг бывший архангель ский губернатор Н.М. Баранов: «Русская стратегическая железная дорога, - писал он, - направленная через финляндскую территорию, с поворотом к Мурману у самой шведско-норвежской границы, ни на одну минуту не мо жет вселить в чисто русских людях спокойной уверенности в том, что в мо мент государственной военной невзгоды эта же самая дорога вместо боевых припасов и подкреплений гарнизону будущего Мурманского военного порта и опирающегося на него нашего действующего флота, не доставит туда эше лоны шведско-норвежских или иных чужеземных регулярных войск»1. Отсутствие надежных коммуникаций, связывающих Россию с Мурма- ном, фактически мешало сдвинуться с мертвой точки и военно-морскому проекту. Это чувствовали и в центре, поэтому в 1910 г. в Генеральном штабе начали обсуждать возможность устройства «этапных линий для гужевой дос- тавки грузов от Екатерининской гавани во внутренние области империи» . Однако консультации по проекту затянулись. Не увенчались успехом и пред принятые в начале XX в. попытки архангельских губернаторов А.П. Энгель- гардта, Н.А. Римского-Корсакова, вице-губернатора Д.Д. Григорьева вернуть правительство к вопросу 30-летней давности о создании на Мурмане посто янной стоянки для военного крейсера, охраняющего рыбные ресурсы3. Рост общественного интереса, в том числе и в Архангельской губернии,4 к самым радикальным проектам развития Кольского Севера диссонировал со сдер жанностью и слабостью губернских чиновников. Запаздывание и вялость, с 1О постройке петербурго-уральской и Петербурге -мурманской железных дорог / / Известия Санкт-Петербургской городской думы. - 1894. - Т.113. - № 2. - С.286. 2ГААО. Ф.1. Оп.8. Т.1. Д.2565. Л.1-3. 3ГААО. Ф.1. Оп.8. Т.1. Д.2492. Л.1-2. 4 См.: А.Г. О железной дороге на Мурман // ИАИОРС. - 1910. - № 9. - С. 19-20; Ринек А.Х. Мур манская железная дорога // ИАИОРС. -1913. - № 18. - С.817-820 и др. 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz