Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

Однако начавшиеся вскоре русско-японская война и первая российская революция самым неблагоприятным образом сказались на железнодорожном строительстве. Казенные расходы на него сократились более чем втрое1. В этих условиях проект Мурманской железной дороги откладывался на неопределенный срок. Желая спасти идею, олонецкий губернатор Н.В. Про- тасьев в 1910 г. предложил отказаться от дорогостоящего железнодорожного строительства, сочтя возможным связать Мурман с остальной Россией за счет применения комбинации водных, шоссейных и только отчасти железных дорог. Проект Протасьева предусматривал устройство по реке Кола, озеру Имандра и реке Нива так называемого Кольского канала, а по реке Выг до Онежского озера - Беломорского канала. Для их соединения предполагалось строительство непродолжительных железнодорожных и шоссейных путей, в отдельных местах дублирующих или продолжающих водные. Вся эта транс­ портная система, по замыслу Протасьева, была рассчитана на круглогодич­ ный цикл работы: зимой, во время замерзания Белого моря и каналов, судо­ ходство должен был полностью вытеснять наземный транспорт (причем не исключалось даже использование ледовой поверхности водных путей в каче­ стве дорог)2. На заседании Императорского Общества судоходства 28 января 1914 г. обсуждался еще один способ удешевления строительства коммуникаций на Мурман —за счет продления на север финляндских железных дорог. Длина отрезка дороги, который необходимо было проложить от Соданкюля до Пе- ченги, составляла всего 450 км и была вдвое короче расстояния от Петроза­ водска до Колы3. Экономические преимущества этого проекта, впрочем, принижались его стратегическими недостатками. Несмотря на то, что Фин­ 1Елютин О.Н. «Золотой век» железнодорожного строительства в России и его последствия // Во­ просы истории. - 2004. - № 2. - С.53. 2 См.: Протасьев Н.В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей). - Петрозаводск, 1910. 3О соединении финляндских железных дорог с Печенгской губой на Мурмане (Протокол общего собрания Императорского общества судоходства 28 января 1914 г.) / / Русское су­ доходство. -1914. - № 4. - С. 1-4. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz