Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

зывать Олонецкое земство, также заинтересованное в извлечении выгод от строительства Мурманского пути1. Серьезным осложнением на пути реализации этого проекта станови­ лась его дороговизна, которая признавалась как его сторонниками, так и про­ тивниками. Горячий защитник идеи строительства Мурманской дороги Н.А. Шавров, представлявший Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству, по этому поводу писал, что «сооружение такой длинной линии, по местности мало заселенной и богатой лишь лесом, озера­ ми, болотами и неисследованными минеральными сокровищами, представля­ ется предприятием маловыгодным, не окупающим издержек эксплуатации, а потому предприятием преждевременным с коммерческой точки зрения»2. Критическое осмысление возможных издержек строительства привело к мысли о необходимости поэтапного осуществления проекта. Тот же А.И. Глуховской предложил сначала проложить дорогу до Кеми, обеспечив тем самым надежную связь Санкт-Петербурга с Белым морем, а уже затем, по з мере возможности, продолжить строительство далее на север . Определенные надежды на это внушала и успешная прокладка узкоко­ лейной дороги в Архангельск в 1897 г., и начатое позже строительство же­ лезнодорожной ветки из Петербурга в Петрозаводск. В июне 1902 г. Нико­ лай II сделал заявление о твердом намерении продолжить железную дорогу в будущем на север, завершив тем самым «великий путь России от океана к океану —от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана»4. 144 1 Записка к вопросу о проведении железной дороги С.Петербург-Петрозаводск-Кемь. Петроза­ водск, 1899 (Национальный архив республики Карелия. НСБ. № 2389). Шавров Н.А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана // Труды Санкт-Петербургского отделения Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. СПб., 1898. С.75. 3 О постройке петербурго-уральской и петербурго-мурманской железных дорог // Известия Санкт-Петербургской городской думы. 1894. Т.113. № 2. С.287. Ушаков И.Ф. Избранные произведения. Т.1. С.393.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz