Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
зывать Олонецкое земство, также заинтересованное в извлечении выгод от строительства Мурманского пути1. Серьезным осложнением на пути реализации этого проекта станови лась его дороговизна, которая признавалась как его сторонниками, так и про тивниками. Горячий защитник идеи строительства Мурманской дороги Н.А. Шавров, представлявший Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству, по этому поводу писал, что «сооружение такой длинной линии, по местности мало заселенной и богатой лишь лесом, озера ми, болотами и неисследованными минеральными сокровищами, представля ется предприятием маловыгодным, не окупающим издержек эксплуатации, а потому предприятием преждевременным с коммерческой точки зрения»2. Критическое осмысление возможных издержек строительства привело к мысли о необходимости поэтапного осуществления проекта. Тот же А.И. Глуховской предложил сначала проложить дорогу до Кеми, обеспечив тем самым надежную связь Санкт-Петербурга с Белым морем, а уже затем, по з мере возможности, продолжить строительство далее на север . Определенные надежды на это внушала и успешная прокладка узкоко лейной дороги в Архангельск в 1897 г., и начатое позже строительство же лезнодорожной ветки из Петербурга в Петрозаводск. В июне 1902 г. Нико лай II сделал заявление о твердом намерении продолжить железную дорогу в будущем на север, завершив тем самым «великий путь России от океана к океану —от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана»4. 144 1 Записка к вопросу о проведении железной дороги С.Петербург-Петрозаводск-Кемь. Петроза водск, 1899 (Национальный архив республики Карелия. НСБ. № 2389). Шавров Н.А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана // Труды Санкт-Петербургского отделения Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. СПб., 1898. С.75. 3 О постройке петербурго-уральской и петербурго-мурманской железных дорог // Известия Санкт-Петербургской городской думы. 1894. Т.113. № 2. С.287. Ушаков И.Ф. Избранные произведения. Т.1. С.393.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz