Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

берний, по территории которых он должен был пройти (прежде всего, Санкт- Петербургской и Олонецкой). Еще 7 февраля 1894 г. в городской управе Санкт-Петербурга рассмат­ ривалось заявление гласного А.И. Глуховского, в котором он, предупредив об угрозе появления неблагоприятной для Петербурга торговой конъюнкту­ ры из-за строительства новых железнодорожных путей, альтернативных балтийскому направлению (и в частности, Транссибирской магистрали), по­ ставил вопрос о расширении возможностей самого Петербурга за счет строи­ тельства от берегов Невы новых транспортных коридоров - железных дорог на Урал (для присоединения к Транссибу) и на Север. Среди разных проек­ тов железнодорожных линий на Север Глуховской считал наиболее отве­ чающим интересам Петербурга маршрут «через Выборг... на Кемь, Канда­ лакшу, Колу и далее к какой-либо более удобной незамерзающей гавани», поскольку именно это направление, по его словам, откроет для Петербурга незамерзающий порт, привяжет к нему побережье Белого моря и Ледовитого океана и, вообще, все природные богатства отдаленного Севера. Тем самым, в отличие от Дальнего Востока, Север рассматривался им как экономически слабый и несамодостаточный регион, развитие которого, будучи возможным только на основаниях этакого придаточного механизма, не принесет эконо­ мическому благополучию Петербурга ничего, кроме пользы. Правда, при этом Глуховской сообщал и о тех экономических выгодах, которые мог по­ лучить сам Север благодаря своей связи с Петербургом. Особенно им было подчеркнуто стратегическое значение дороги в связи с перспективами уст­ ройства на Мурмане военного порта1. После того, как проект Глуховского поддержала Санкт-Петербургская городская дума, учредив особую комиссию «по делу о соединении железно­ дорожным путем Петербурга с Мурманом», содействие ей в этом стало ока­ 143 1 О постройке петербурго-уральской и петербурго-мурманской железных дорог // Известия Санкт-Петербургской городской думы. - 1894. - Т.113. - № 2. - С.281- 287.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz