Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
нии, но могут иметь значение и в отношении стратегическом»1. Нужно пола гать, что таким образом С.Ю. Витте пытался реанимировать свой погибаю щий проект и хоть как-то противостоять «либавским» оппонентам. Хитрый замысел, по-видимому, сработал: Николай II уже в 1896 г. со гласился выделить 150 тыс. руб. на проведение изыскательских работ в Ека- терининской гавани , а 16 февраля 1898 г. он принял решение о переводе уездного центра из Колы в Екатерининскую гавань с выделением на эти цели 250 тыс. рублей . 7 июня 1899 г. император утвердил мнение Государствен ного Совета о присвоении новому городу и порту в Екатерининской гавани в память об Александре III названия «Александровск»4. Новому городу, вопреки ожиданиям властей, не довелось превратиться в развитый «коммерческий порт». По численности населения Александровск (1914 г. - 600 чел.) быстро догнал старый административный центр Колу, но так и не смог значительно превзойти ее. Изолированный, оторванный от Рос сии город представлялся современникам этакой «колонией чиновников», «каким-то своеобразным аракчеевским поселением». «Город, в котором не кому и не для чего жить, - делился впечатлениями побывавший в Александ- ровске археолог С. Дурылин. - Огромные сараи построены у пристани для товаров, которых никто не привезет; удобная пристань, к которой пристают лишь пароходы, получающие на то казенную субсидию. Город, из которого легко уехать в Норвегию, но восемь месяцев в году нельзя добраться до Рос сии.»5 Чем дальше, тем более очевидной становилась мысль, что для преодо ления замкнутости Мурманского берега, оживления экономической жизни края требуется проведение железной дороги. Особая заинтересованность в постройке этого пути обнаруживалась в административных центрах тех гу 142 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.560. Оп.38. Д.175. Л.87-93об. 2 ПСЗ-in . Т.ХѴІ. № 12728. 4 ПСЗ-ІІІ. Т.ХѴІІІ. № 15042. 5 ПСЗ-ІИ. Т.ХІХ. № 17123. Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман... С. 17.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz