Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
стного населения», которым надлежит «в интересах государственных» дать «широкое развитие и применение»1. Вернувшись в Петербург, С.Ю. Витте передал доклад Александру III. Это была последняя встреча министра с императором: Александр III вскоре от правился в поездку на юг и в Ялте скончался. Распоряжений относительно доклада он оставить не успел. Правда, Николай II говорил С.Ю. Витте, что при жизни отца видел «на докладе... некоторые резолюции», но потом якобы доклад бесследно исчез2. Пришедший к власти Николай И, хотя, судя по воспоминаниям С.Ю. Витте, и проявил интерес к докладу, оказался под сильным влиянием своих дальневосточных увлечений, в результате чего мурманский проект был от ложен. По мысли С.Ю. Витте, «решение это имело важные последствия: если бы Николай II издал указ, что надобно устраивать наш морской базис на Мурмане, то мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага - захвата Порт-Артура и затем, так как мы все спускались вниз, шли со ступеньки на ступеньку, - не дошли бы мы и л до Цусимы» . В 1895 г. С.Ю. Витте решил поменять тактику борьбы, передав Нико лаю II другой доклад, в котором он предложил перенести административный центр Кольского уезда из Колы в Екатерининскую гавань. В общем, это была одна из идей старого доклада, получившая здесь иное звучание. С.Ю. Витте писал, что экономическая жизнь края сосредоточена исключительно на Мур манском побережье; однако уездный центр Кола удален от берега. Министр полагал необходимым не только перенести административное управление в Екатерининскую гавань, но и основать там «коммерческий порт». С.Ю. Вит те не поднимал вновь вопроса о строительстве на Мурмане военного порта и проведении сюда железной дороги, однако недвусмысленно заметил, что «выгодные условия Мурмана не только имеют значение в торговом отноше 2Либава или Мурман...С.29. 3Витте С.Ю. Воспоминания... Т.2. С.8. Там же. С. 12. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz