Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
военных операций, как и Севастополь». Ну и кроме того, министр финансов не мог не обратить внимание на дороговизну Либавского проекта: здесь тре бовались затраты на возведение молов и на землечерпание, на устройство бассейнов и каналов «в достаточном удалении от берега моря». Несовершенство Либавы показаны С.Ю. Витте на фоне преимуществ бухт Мурманского побережья, откуда в течение целого года «имеется сво бодный выход во все моря земного шара». Мурманские бухты, как и либав- ская, не замерзают зимой и не сильно уступают ей даже в отношении близо сти к стратегическим регионам Европы: 3-4 дня морского перехода до бере гов Великобритании и 6-7 дней - до Средиземного моря. Из всех мурманских бухт С.Ю. Витте особенно выделял Екатеринин скую гавань в Кольском заливе, где он и полагал необходимым строить во енный порт. Он считал эту бухту лучше севастопольской и тем более даль невосточных, расположенных в крайнем удалении от Европы. Но особенно, по мысли министра, проигрывала ей Либава: более глубоководная Екатери нинская гавань не требовала таких же дорогостоящих портостроительных работ, представляя собой «природный готовый бассейн»1. С.Ю. Витте прекрасно представлял слабую обжитость этой территории, считая, что «сооружение военного порта на Мурмане, конечно, связано с значительным расходом на проведение туда рельсового пути, но эта затрата не может быть рассматриваема в качестве исключительно военного расхода, а несомненно будет иметь со временем и экономическое значение». Пытаясь быть более убедительным, С.Ю. Витте в духе близкой Алексан дру III национальной идеологии отмечает глубинную связь Поморского Се вера с русскими традициями: «если поморское население является проводни ком русской народности на северном рубеже государства, то оплотом для не го служили до сих пор именно монастыри и церкви». Все это, по мысли ми нистра, свидетельствует об «исторически сложившихся духовных силах ме 140 Либава или Мурман...С.36.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz