Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

лютно непринципиальными представлялись существовавшие внутри Архан­ гельской губернии бюрократические традиции и предзаданные отношения. Для многих членов 3-го отделения ВЭО интерес к Кольскому Северу вызы­ вался не тем, что его территория входит в Кемский уезд, и не тем, что она - часть Архангельской губернии. Интерес к Мурману поддерживался не струк­ турами его административного статуса, а параметрами целостного естествен- но-географического региона, обладающего уникальными преимущестами от­ крытого незамерзающего берега и выхода в океан. Именно эти преимущест­ ва, по мнению большинства членов 3-го отделения ВЭО, и давали Кольскому Северу право на отделение от Архангельска и административную самостоя­ тельность. Точкой внешнего ракурса по отношению к Мурману был не только Санкт-Петербург, где находилось ВЭО, но и Петрозаводск, административ­ ный центр соседней Олонецкой губернии. Здесь, в Карелии, уже в силу само­ го расположения между Балтийским и Белым морями хорошо чувствовалась взаимосвязь перспектив экономического развития с состоянием местной ин­ фраструктуры. Именно поэтому в Олонецкой губернии начинает активно поддерживаться идея строительства «усовершенствованного соединительно­ го пути» из Онежского озера в Белое море, не исключавшая в перспективе продление коммуникаций на Мурман1. Все больше рассматривая Кольский Север сферой своих региональных интересов, олонецкие деятели не только проявляли интерес к перспективе отделения Лапландии от Архангельской губернии, но и высказывали вполне конкретные предложения о включении т *-* 2 Кольского Севера в состав Олонецкой губернии . В 1880-е гг. оформляется мысль о строительстве сухопутной дороги от Петрозаводска до Колы3. Одновременно с этим начинает выстраиваться точ­ ка зрения, согласно которой Мурманский берег представляет собой идеаль­ 1Об устройстве между Белым морем и Онежским озером усовершенствованного соединительного пути: Сб. статей / Сост. Г.Г. Григорьев. - Петрозаводск, 1875. С.28. j Беседы о Севере России... С.277-279. Козлов М. Несколько слов о значении Мурманского берега // Морской сборник. - 1883. - № 9. - Т.198.-С.26. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz