Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
Доклад В.JI. Долинского вызвал неоднозначную реакцию в ВЭО. Сре ди противников озвученного проекта были, например, те, кто отвергая его с порога, не принимал никаких рациональных доказательств. Наиболее кон сервативной выглядела позиция архангельского вице-губернатора А.Я. Саф ронова, который, дискутируя с В.Л. Долинским, в частности, говорил: «...Каким образом мы заключим контракт с природою, чтобы почва, которая там климатическими условиями осуждена на бездействие, сделалась бы луч ше, или чтобы климат изменился, чтобы зима сделалась короче, морозы лег че и, наконец, чтобы там возможно было водворить какой-нибудь живой элемент?.. Но кто же пойдет на Север, в челюсти полюса?»1 Говоря о при родно-географической ущербности Мурмана, А.Я. Сафронов пользовался аб страктными представлениями о Заполярье, утверждая, например, что заливы Мурманского берега замерзают, за что был подвергнут критике . Но были среди оппонентов В.Л. Долинского и те, кто приводил серьез ные аргументы. Полковник Генерального штаба Д.И. Романов, например, не принимая идеи строительства шоссе от Кандалакши до Колы, спрашивая: «Зачем, какие причины заставят товары идти из Онежского канала в Белое море и оттуда в Колу сухопутным сообщением 600 верст, и что мешает этим товарам, при устье канала, быть погруженными в суда... ? Почему же не вы строить шоссе из Харькова в Крым..., от которого может быть исход войны был бы более благоприятный? Почему же харьковско-севастопольское шоссе должно быть отложено, и ему предпочтено шоссе в безлюдной и суровой ме стности?»3 В ответ на это В.Л. Долинский попытался доказать, что строительство шоссе между Харьковом и Крымом в условиях отсутствия там камня, песка, недостатка леса и дешевых рабочих обошлось бы государству дороже, чем строительство дороги в Лапландии. «В отношении стратегическом, - рассуж дал В.Л. Долинский, - защита государственной границы подчиняется случай 1Там же. С.286. 2 Там же. С.287-288. Там же. С.296-297. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz