Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

Доклад В.JI. Долинского вызвал неоднозначную реакцию в ВЭО. Сре­ ди противников озвученного проекта были, например, те, кто отвергая его с порога, не принимал никаких рациональных доказательств. Наиболее кон­ сервативной выглядела позиция архангельского вице-губернатора А.Я. Саф­ ронова, который, дискутируя с В.Л. Долинским, в частности, говорил: «...Каким образом мы заключим контракт с природою, чтобы почва, которая там климатическими условиями осуждена на бездействие, сделалась бы луч­ ше, или чтобы климат изменился, чтобы зима сделалась короче, морозы лег­ че и, наконец, чтобы там возможно было водворить какой-нибудь живой элемент?.. Но кто же пойдет на Север, в челюсти полюса?»1 Говоря о при­ родно-географической ущербности Мурмана, А.Я. Сафронов пользовался аб­ страктными представлениями о Заполярье, утверждая, например, что заливы Мурманского берега замерзают, за что был подвергнут критике . Но были среди оппонентов В.Л. Долинского и те, кто приводил серьез­ ные аргументы. Полковник Генерального штаба Д.И. Романов, например, не принимая идеи строительства шоссе от Кандалакши до Колы, спрашивая: «Зачем, какие причины заставят товары идти из Онежского канала в Белое море и оттуда в Колу сухопутным сообщением 600 верст, и что мешает этим товарам, при устье канала, быть погруженными в суда... ? Почему же не вы­ строить шоссе из Харькова в Крым..., от которого может быть исход войны был бы более благоприятный? Почему же харьковско-севастопольское шоссе должно быть отложено, и ему предпочтено шоссе в безлюдной и суровой ме­ стности?»3 В ответ на это В.Л. Долинский попытался доказать, что строительство шоссе между Харьковом и Крымом в условиях отсутствия там камня, песка, недостатка леса и дешевых рабочих обошлось бы государству дороже, чем строительство дороги в Лапландии. «В отношении стратегическом, - рассуж­ дал В.Л. Долинский, - защита государственной границы подчиняется случай­ 1Там же. С.286. 2 Там же. С.287-288. Там же. С.296-297. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz