Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
го земства, Архангельского общества изучения Русского Севера), опублико ванные доклады государственных и военных деятелей (А.К. Посьета, С.Ю. Витте и др.), самостоятельные выступления публицистов в периодической печати, авторские публицистические издания. Для восполнения некоторых сведений существенную помощь оказывают и некоторые неопубликованные, хранящиеся в архивах, источники, в особенности записки государственных деятелей с обозначением своей позиции к перспективам развития Кольского Севера. Во второй половине 60-х гг. XIX в. важным центром обсуждения на сущных проблем Севера стало Императорское Вольное Экономическое Об щество (ВЭО). Поводом к одной из наиболее выразительных дискуссий, вы явивших палитру общественных настроений в отношении Мурмана, был доклад члена Общества B.JI . Долинского о способах колонизации местности к северу от Онежского озера, заслушанный на заседаниях 3-го отделения ВЭО 28 апреля и 5 мая 1867 г . 1 В своем докладе В.Л. Долинский, опираясь на идеи известного защит ника Севера М.К. Сидорова,2 подверг критике сложившуюся в России систе му торговых путей к Балтийскому, Черному и Белому морям на том основа нии, что их бассейны, будучи связанными с океаном через системы узких проливов, были закрытыми. В связи с тем, что такое положение ставило внешнюю торговлю в зависимость от тех стран, кому принадлежали проли вы, докладчик по примеру многих государств считал необходимым подведе ния транспортно-портовой инфраструктуры к побережью открытых морей. В европейской части России таковым было только Баренцево море, прибреж ные заливы которого на Мурманском берегу к тому же не замерзали. В.Л. Долинский считал большим упущением проявление невнимательности к этим гаваням и полагал возможным за счет соединения Балтийского и Бело го морей водным путем, а Белого моря с Баренцевым - шоссейной дорогой, 1См.: Беседы о Севере России в 3 Отделении Императорского Вольного Экономического Общест ва: Сб. статей. - СПб., 1867. С.217-326. См.: Беседы о Севере России... С.263-264; Сидоров М.К. Север России. —СПб., 1870. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz