Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

первой относились законы, отражающие государственно-монополистический подход освоения края, то ко второй - льготно-колонизационный. Результаты анализа, представленные в таблице 7, показывают, что про­ изошедшее в 1760-е гг. в политике центра переключение механизмов с госу­ дарственно-монополистических на льготно-колонизационные имело долго­ срочный характер: по крайней мере, 150-летняя динамика принятия Высо­ чайше утвержденных решений позволяет обнаружить к началу XX в. про­ странственно сфокусированный курс, направленный на создание системы стимулирования экономики Кольского Севера. Симптоматично также, что уже в конце XIX в. в рубрикаторе ПСЗ выделяется дефиниция «Мурман», применяемая наряду с такими дефинициями, как «Сибирь», «Кавказский край», «Сахалин», «Царство Польское», «Юго-Западный край», «Западный край» и пр. И это притом, что таких специальный дефиниций, как «Архан­ гельская губерния», «Олонецкая губерния», «Русский Север» и т.д., кодифи­ каторы не выделяли. «Мурман», хотя и был сравнительно небольшой частью Севера, оставался единственной северной дефиницией рубрикатора ПСЗ. Анализ комплекса высочайше утвержденных решений льготно­ колонизационной направленности позволил выделить в нем три подгруппы. Первая из них (29,4 %) включает документы, содействующие правовому оформлению и стимулированию так называемой «поморской торговли», осуществляемой среди населения Архангельской губернии и Северной Нор­ вегии. Вторая подгруппа (9,8 %) охватывает документы, посвященные орга­ низации заселения Мурманского берега. И третья, самая многочисленная подгруппа (60,8 %) объединяет законы, касающиеся создания социально- экономической инфраструктуры Кольского Севера - органов управления, транспорта, коммуникаций, промысловых предприятий и т.д. (см. табл. 8). Контент-анализ законотворчества позволяет определить динамику на­ правленности социально-экономической рефлексии центра к Кольскому Се­ веру. Данные табл. 8 свидетельствуют о том, что если в период с последней трети XVIII и до середины XIX в. государственные меры сводились в основ­ 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz