Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
гам Мурмана по одному, более совершенному в техническом отношении, крейсеру с Балтики, отказавшись при этом от базирования устаревших воен ных кораблей в Белом море. Охранное крейсерство на Севере, став средством демонстрации силы военно-морского флага России, было призвано актуализировать линию мор ской государственной границы и тем самым обеспечить защиту российских интересов в этих удаленных от центра районах. В борьбе с нарушителями пограничного режима завязывались контак ты и устанавливалось взаимодействие между военными моряками и предста вителями местной администрации. Так, например, 27 мая 1893 г. у побережья Мурмана были задержаны 6 норвежских яхт, незаконно занимавшиеся боем морского зверя. Под конвоем крейсера «Наездник» нарушители были пре провождены в Екатерининскую гавань. На основании приговора мирового суда, уездный исправник В.И. Смирнов конфисковал у норвежцев продукты тюленьего промысла и наложил штраф в размере 10 руб. с каждого судна- нарушителя, после чего норвежские зверобои были отпущены на родину1. С 1897 и до 1914 г. для проведения крейсерских операций на Север с Балтики ежегодно направлялся специально построенный для этих целей во енный транспорт «Бакан», названный по аналогии со старой архангельской шхуной, начинавшей крейсерские рейды на Севере. Учреждая охранное крейсерство в заполярных водах, центр впервые исходил не из потребностей защиты Балтики, а руководствовался сугубо се верным измерением безопасности. Северное крейсерство, хотя и не меняло традиционных представлений о приоритетности балтийского и черноморско го направлений, все же постепенно приучало военно-морскую мысль к Се верному океану. Последствия этого стали заметны уже в сентябре 1906 г., когда к побе режью Мурмана для проведения учений пришла из Кронштадта военно учебная эскадра под командованием контр-адмирала И.Ф. Бострема. В соста 1ГААО. Ф.1. Оп.8. Т.1. Д.2049. Л.4-28. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz