Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

стерства, которым должен был следовать командир крейсера, своей властью водворяя законность, порядок и защищая русские интересы на всем протяже­ нии Мурманского побережья»1. Вместе с тем, в Государственном архиве Ар­ хангельской области хранится документ, согласно которому 12 июня 1881 г. МВД предложило архангельскому губернатору разработать инструкцию для командира шхуны, взяв за основу инструктивные указания, разработанные в правительстве для охранного крейсерства на Дальнем Востоке еще в 1874 г. Впрочем, как бы центр ни настаивал на унификации, заимствования не полу­ чилось: по сравнению с дальневосточной инструкцией, северная оказалась гораздо более жесткой. Тогда как на Дальнем Востоке, согласно документу, российский крейсер обязан был «обходиться с иностранцами ласково», не за­ держивая нарушителей, предлагать им удалиться из российских территори­ альных вод,3 на Севере инструкция разрешала подвергать судно браконьеров задержанию «в наших водах» и передаче в распоряжение береговых судеб­ ных или полицейских властей для привлечения их к ответственности4. Охранные крейсерские рейсы, совершавшиеся в 1881-1882 гг. беломор­ скими шхунами «Полярная звезда» и «Бакан», были первым опытом целена­ правленного поддержания военно-морского присутствия у побережья Мур­ мана. Тогда в Морском министерстве еще не были уверены в его необходи­ мости с военной точки зрения, старались связать охранное крейсерство с обеспечением торгово-коммерческой деятельности и на этом основании пе­ реложить все связанные с ним расходы на Министерство финансов5. Крей­ серская практика на этом основании была отменена. Однако, в дальнейшем, последовательная реализация принципов воен­ но-морской доктрины невольно способствовала пересмотру позиций, позво­ лив Морскому министерству начиная с 1893 г. ежегодно направлять к бере­ 1Попов ГЛ., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. - Ека- теринбург-Архангельск, 2003. Кн. 1. С. 199. 2ГААО. Ф.І.Оп.8. Т. 1. Д. 1626. Л. 122. 3Там же. Л.127-131. 4Там же. Л.136-139. 5ГААО. Ф.1. Оп.8. Т.1. Д.1626. Л.125. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz