Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
Тем не менее, экономическое пробуждение Кольского Севера и по требность в аппарате управления со временем привели к реставрации уезд ных административных структур. В конце 1860-х гг. архангельский губерна тор князь С.П. Гагарин, наиболее горячий сторонник воссоздания Кольского уезда (который он планировал назвать «Мурманским»), настоял на открытии в Коле полицейского управления, с подчинением ему 4-го и 5-го станов Кем ского уезда. Следом Министерство финансов воссоздало Кольское казначей ство, а почтовое ведомство - Кольское отделение. В результате сложилась ситуация, при которой в Коле де-факто были воссозданы все основные уезд ные учреждения, кроме суда, а уездным центром де-юре все еще оставался город Кемь1. В 1883 г. Александр III принял решение исправить несоответст вие, восстановив Кольский уезд с центром в городе Коле2. Процессы регене рации свидетельствовали о том, что кольская идентичность представляла со бой не абстрактный образ, а уже реально существующую данность. В связи с этим неслучайным кажется, что наиболее раннее упоминание топонима «Кольский полуостров» относится к XIX в.3 Восстановление Кольского уезда по времени совпало с потребностями центра усилить контроль за промыслами, который осложнялся бездорожьем, отсутствием инфраструктуры и засильем норвежского браконьерства в рус ских водах. На средства правительства был построен административный па роход «Мурман», предназначавшийся для разъездов кольской администра ции по побережью4. В 1881 г. на Севере была введена практика сезонного военно-морского патрулирования. В современной историографии сформулирована точка зре ния, согласно которой «каких-либо конкретных поводов для учреждения ох ранного крейсерства в начале 1880-х гг. не существовало»5. Вместе с тем 1ГААО. Ф.1. Оп.8. Т.1. Д.1674. Л.2-7, 9 об. 2ПСЗ-ІІІ. Т.ІІІ. № 1369. 3Шаскольский И.П. О первоначальном названии Кольского полуострова // Известия Всесоюзного географического общества: Сб. статей. - Л., 1952. Т. 84. Вып. 2. С.201. 4ПСЗ-ІІІ. Т.Ѵ. № 3412. 5Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере... С. 199. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz