Фёдоров, П. В. Кольский некрополь: опыт исторической реконструкции (XIX-начало XX века) / П. В. Фёдоров. – Мурманск : МГПИ, 2001. – 77 с. : ил.

В В Е Д ЕН И Е Д в а чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам... А. Пушкин П е с с и м и с т и ч е с к и м и н а с т р о е н и я м и н а п о л н я е т ж и з н ь ч е л о ­ в е к а мы с л ь о н е о т в р а т и м о с т и ф и з и ч е с к о й см е р т и . Ч е л о в е ч е с т ­ во в с е г д а и с к а л о « э л и к с и р б е с с м е р т и я » . Н о не н а й д я его в м а ­ т е р и а л ь н о й ф о р м е , а к т и в н о и с п о л ь з о в а л о (и и с п о л ь з у е т до сих п ор) с а м у м е ч т у о б е с с м е р т и и . Т а к , с о г л а с н о х р и с т и а н ­ с к о м у в е р о у ч е н ию , д л я с о в е р ш е н и я С т р а ш н о г о С у д а н а д в с еми ж и в ш и м и к о г д а - л и б о п а З е м л е г р я д е т в т о р о е п р и ш е с т ­ вие И и с у с а Хр и с т а , п о с л е чего у м е рш и е , в о с к р е с н у в , в с т а н у т из с в о и х г р обо в. В с в я з и с э т и м о с о б о е о т н ош е н и е х р и с т и а н ­ с к и й ми р п р о я в л я е т к м е с т а м з а х о р о н е н и я м е р т в ы х тел. В Р о с с и и , н а п р и м е р , они и м е н ую т с я « к л а д б и щ а м и » ( о т с л о в а « к л а д » , что о з н а ч а е т « з а р ы т а я ц е н н о с т ь » ) . У п р я т а н н ы е в з е м л ю м е р т в ы е т е л а , и с х о д я из х р и с т и а н с к о г о в е р о у ч е н и я , д е й с т в и т е л ь н о я в л я ю т с я с в о е г о р о д а « к л а д о м » , т. к. н а х о д я т ­ с я в г р о б а х л иш ь в р е м е н н о , д о с в о е г о в о с к р е ш е н и я в д е н ь С т р аш н о г о Суд а. ' В п р а в о с л а в н о й п о у ч и т е л ь н о й л и т е р а т у р е , в ч а с т н о с т и , г о ­ в о р и т с я : «М о г и л а — э т о ме с т о б у д ущ е г о в о с к р е с е н и я , и п о э ­ т о м у н е о б х о д и м о с о б л ю д а т ь ее в чи с т о т е и п о р я д к е . К р е с т на 1 В XIX веке в идею воскрешения мертвых искренне верил, в частнос­ ти, русский фнлософ-космнст Николаи Федоров. Усматривая в древней­ ших традициях обряда погребения попытку сохранения тел умерших пе­ ред их предстоящим оживлением, Н. Федоров, однако, надеялся, что еще до второго пришествия Иисуса Христа ученые научатся собирать рас­ сеянные частицы вещества человеческих останков и складывать их в тела, чем предотвратят грядущий Страшный суд. (См-: Семенова С. Г. Николай Федоров: Творчество жизни. — М., 1990). 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz