Фёдоров, П. В. Кольский некрополь: опыт исторической реконструкции (XIX-начало XX века) / П. В. Фёдоров. – Мурманск : МГПИ, 2001. – 77 с. : ил.
В В Е Д ЕН И Е Д в а чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам... А. Пушкин П е с с и м и с т и ч е с к и м и н а с т р о е н и я м и н а п о л н я е т ж и з н ь ч е л о в е к а мы с л ь о н е о т в р а т и м о с т и ф и з и ч е с к о й см е р т и . Ч е л о в е ч е с т во в с е г д а и с к а л о « э л и к с и р б е с с м е р т и я » . Н о не н а й д я его в м а т е р и а л ь н о й ф о р м е , а к т и в н о и с п о л ь з о в а л о (и и с п о л ь з у е т до сих п ор) с а м у м е ч т у о б е с с м е р т и и . Т а к , с о г л а с н о х р и с т и а н с к о м у в е р о у ч е н ию , д л я с о в е р ш е н и я С т р а ш н о г о С у д а н а д в с еми ж и в ш и м и к о г д а - л и б о п а З е м л е г р я д е т в т о р о е п р и ш е с т вие И и с у с а Хр и с т а , п о с л е чего у м е рш и е , в о с к р е с н у в , в с т а н у т из с в о и х г р обо в. В с в я з и с э т и м о с о б о е о т н ош е н и е х р и с т и а н с к и й ми р п р о я в л я е т к м е с т а м з а х о р о н е н и я м е р т в ы х тел. В Р о с с и и , н а п р и м е р , они и м е н ую т с я « к л а д б и щ а м и » ( о т с л о в а « к л а д » , что о з н а ч а е т « з а р ы т а я ц е н н о с т ь » ) . У п р я т а н н ы е в з е м л ю м е р т в ы е т е л а , и с х о д я из х р и с т и а н с к о г о в е р о у ч е н и я , д е й с т в и т е л ь н о я в л я ю т с я с в о е г о р о д а « к л а д о м » , т. к. н а х о д я т с я в г р о б а х л иш ь в р е м е н н о , д о с в о е г о в о с к р е ш е н и я в д е н ь С т р аш н о г о Суд а. ' В п р а в о с л а в н о й п о у ч и т е л ь н о й л и т е р а т у р е , в ч а с т н о с т и , г о в о р и т с я : «М о г и л а — э т о ме с т о б у д ущ е г о в о с к р е с е н и я , и п о э т о м у н е о б х о д и м о с о б л ю д а т ь ее в чи с т о т е и п о р я д к е . К р е с т на 1 В XIX веке в идею воскрешения мертвых искренне верил, в частнос ти, русский фнлософ-космнст Николаи Федоров. Усматривая в древней ших традициях обряда погребения попытку сохранения тел умерших пе ред их предстоящим оживлением, Н. Федоров, однако, надеялся, что еще до второго пришествия Иисуса Христа ученые научатся собирать рас сеянные частицы вещества человеческих останков и складывать их в тела, чем предотвратят грядущий Страшный суд. (См-: Семенова С. Г. Николай Федоров: Творчество жизни. — М., 1990). 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz