Фёдоров, П. В. Кольский некрополь: опыт исторической реконструкции (XIX-начало XX века) / П. В. Фёдоров. – Мурманск : МГПИ, 2001. – 77 с. : ил.

П р е ж д е всего, б р о с а е т с я в г л а з а м н о г о ф у н к ц и о н а л ь н о с т ь н а д г р о б н о й н ад пи си . По с т р у к т у р е п о с л е д нюю м о ж н о у с л о в н о р а з д е л и т ь па о с н о в н ую ч а с т ь и э п и т а ф ию . О с н о в н а я ча ст ь п р и з н а н а о п р е д е л и т ь л и ч н о с т ь у м е рш е г о : о б я з а т е л ь н о — его имя, почти в с е г д а — г оды ж и з н и и см е р т и , в о з р а с т , д о в о л ь н о ча ст о - с о ц и а л ь н ы й с т а т у с и мес т о ж и т е л ь с т в а . П р и ч е м , под с о ц и а л ь н ы м с т а т у с о м им е е т с я в вид у, п р е ж д е всего, с о с л о в ­ ная п р и н а д л е ж н о с т ь у м е рш е г о : « к о л ь с к н и к у пе н» , « к о л ь с к н й м еща н и н » , « м е щ а н с к а я ж е н а » , « м е щ а н с к а я вд о в а » . В д в у х с л у ч а я х о п р е д е л я е т с я п р о ф е с с и о н а л ь н а я п р и н а д л е ж н о с т ь : «ф а к т о р п с т » ( П а в е л Х о х л о в ) и «ш к и п е р » ( Ап о л л о н Х о х л о в ) . Вп р о ч ем , п о н я т и е « с о ц и а л ь н ы й с т а т у с » т о г д а б о л ь ш е о х в а т ы ­ в а л о р о д с т в е н н ую п р и н а д л е ж н о с т ь у м е рш е г о , что в ы з ы в а л о с ь д о в о л ь н о и з о л и р о в а н н ы м п о л о ж е н и е м с о с л о в и й и п а т р и а р ­ х а л ь н о с т ью т р а д и ц и и , п о р о ж д а в ш у ю в е р х о в е н с т в о м уж ч и ны — о т ц а или м ѵж а : « ж е н а к о л ь с к о г о к у п е ч е с к о г о сын а » , «до ч ь ш к и п е р а А п о ( л л о н а ) Х о х л о в а » или «Хи п а г и н а , у р о ж д е н н а я Л о у ш к и н а » . Э п и т а ф и я ж е я в л я е т с я д о п о л н и т е л ь н о й ч а с т ью н а д г р о б н о й н ад пи си , и п о э т о м у не в с е г д а о б я з а т е л ь н а . В ней о т р а ж а е т с я и н ф о р м а ц и я у ж е не с т о л ь к о о с а м о м у м е рш е м , с к о л ь к о о ее с о с т а в и т е . іял. С р е д и ф у н к ц и й э п и т а ф и и м о ж н о в ы д е л и т ь с л е ­ д ующи е . 1. О б р а щ е н и е к Богу. В а ж н о с т ь его д л я ч е л о в е к а ж и в у щ е г о о б ъ я с н я е т с я , п р е ж д е всего, б е с с и л и е м и с т р а х о м п е р е д с м е р ­ т ью ф и з и ч е с к о й и н а д е ж д о й о б р е т е н и я б е с с м е р т и я ду х о в н о го . Эт о т д и а л о г мог бы т ь п р я м ым : « П о м я н и , ( Г о с п о д и ) , р а б а тв ое г о» (В. Л о у ш к и н ) или — «Уп о к ой , Го с п о ди , у с о пше г о р а б а Тв о е го П а в л а » (П . Х о х л о в ) , а мог бы т ь о п о с р е д о в а н ­ ным, ч е р е з м о л и т в у к Б о ж ь е й М а т е р и о з а с т у п н и ч е с т в е п е р е д Б о г ом : « Е д и н а Ч и с т а я Н е п о р о ч н а я Д е в о , б е с с ем е н н о Б о г а р о дш а я , м о л и с п а с т и с я д уш и е я » (А. Х и п а г и н а ) . 2. О б р а щ е н и е к д уш е ум е рш е г о . Н е о б х о д и м о с т ь его о б ъ я с ­ н я е т с я г о р е ч ью у т р а т ы и ж е л а н и е м с к а з а т ь б е с с м е р т н о й д уш е то, что у м е рш и й , бы т ь м ож е т , не у с л ы ш а л при ж и з н н : «Ми р п р а х у т в о ем у , л ю б е з н а я с у п р у г а » (А. Х и п а г и н а ) , «Ми р п р а х у т в о ему , н е у т о м и мы й т р у ж е н и к » (В. См и р н о в ) . 3. О б р а щ е н и е к п р о х ож е м у . Э т а ф у н к ц и я те сн о с в я з а н а с п р а в о с л а в н ы м п р о с в е т и т е л ь с т в ом . В п р е д с т а в л е н и и х р и с т и а н и ­ на и н а д г р о б н а я н а д п и с ь д о л ж н а п р и о бщ а т ь лю д е й (в д а н н о м с л у ч а е — п о с е т и т е л е й к л а д б и щ а ) к вере. В о д н о й из н а д п и ­ сей Ии с у с Хр и с т о с н а з в а н « ц а р е м с л а в ы » (В. Л о у ш к и н ) . И 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz