Фёдоров, П. В. Кольский некрополь: опыт исторической реконструкции (XIX-начало XX века) / П. В. Фёдоров. – Мурманск : МГПИ, 2001. – 77 с. : ил.

Н а ч а л о о с т р о в н о м у к л а д б и щ у мо г л и п о л о ж и т ь м о н а х и , 1' ж и в ш и е на о с т р о в е ещ е с к о н ц а XVI п е к а . 18 О д н а к о не и с к л ю ­ чено, что он о в о з н и к л о и п о с л е 1764 г о д а , к о г д а м о н а с т ы р ь у ж е бы л з а к р ы т . В ч а с т н о с т и , в т о р ую в е р с ию п о д т в е р ж д а ю т д а н н ы е М. Ф. Р е й н е к е о в р е м е н и п о с т р о й к и з д е с ь к л а д б и щ е н ­ ск ой ц е р к в и — 1795 го д . 19 Э т о т д е р е в я н н ы й х р а м был н е б о л ьши м : в д л и н у — о к о л о 15 м е т р о в , в вы с о т у ( д о с т р о п и л а ) — чут ь б о л ь ш е 4 м е т р о в . 2" Су д я по с о х р а н и в ш е й с я ф о т о г р а ф и и , 21 Т р о и ц к а я ц е р к о в ь и м е ­ л а ш а т р о в у ю з в о н н и ц у и д в е л у к о в к и к у п о л о в с д о в о л ь н о вы с о к и м и к р е с т а м и . 22 В н а и б о л е е д л и н н о й ее с т е н е бы л о п р о ­ р у б л е н о пя т ь окон. К с е р е д и н е 1880-х годо в о б л и к ц е р к в и у ж е не мог р а д о в а т ь г л а з : « с е р е н ь к а я , н е п о д н о в л я е м а я , о н а видимо... ( ш л а ) к р а з ­ р уше н ию , и н и ж н я я ч а с т ь ее р е з н о г о и к о н о с т а с а ( б ы л а ) уже... з а м е н е н а к а к ою - т о к о л е н к о р о в ою з а в е с ы о » . 21 П о э т о м у 17 В конце XVI века в Колу на остров перебрались уцелевшие посл шведско-финского погрома монахи Печемгского монастыря. Обосновав­ шись здесь, они образовали Кольско-Печенгскиіі монастырь. Просущество­ вав до 1764 года, по закону о секуляризации (передача государству ду­ ховных вотчин) он был ликвидирован, после чего, по-видимому, остров переименовали из Монастырского в Кладбищенский. (Ушаков И.Ф., Да- щинскнй С. Н. Указ. соч. — С. 31— 34). Некоторое время, возможно, эти названия существовали параллельно: во всяком случае, в рапорте кольско­ го горэдничего А. Шишелова от 2 марта 1854 г. остров все еще именуется Монастырским. (Кѵнцевнч Г. 3. О защите г. Колы от неприятеля в 1854 году. — М.. 1906. — С. 3—4). 8 Традиция хоронить людей на островах, «за воду», уходит в глубо­ кую древность. Так, могильник па Большом Оленьем острове в Кольском заливе археологи относят к эпохе раннего металла (3 тысячи лет тому назад), обращая при этом внимание на мифологию северных народов, согласно которой «страна мертвых» располагалась где-то «за водой». (Турина Н. Н. Время, врезанное в камень: Из истории древних лапланд­ цев. — Мурманск, 1982. — С. 67. 6 9—70; она х<е. История культуры древнего населения Кольского полуострова- — СПб. 1997. — С. 96, 138— 139). 19 Рейнеке М. Ф. Описание города Колы в Российской Лапландии. — СПб., 1830. — С. 8. 20 Государственный архив Мурманской области (ГАМО)- — Ф. 16-н. — Он. 1. — Д. 261. — Л. 1. 21 См.: Голубцов II. К истории города Колы Архангельской губернии И Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. — 1911. — Л» !. — С. 10. 22 С помощью фотометрических расчетов удалось установить, что высо­ та самой высокой части храма — звонницы вместе с крестом — равнялась десяти метрам. 23 Случевский К. Указ. соч. — С. 106. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz