Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

В 1925 г. Мурманское губстатбюро проводило статисти­ ческое исследование трескового промысла па Восточном и Западном Мурмане. Его результаты были обобщены и опуб­ ликованы В. К- Алымовым в 1926 г. Более обширная Похозяйственная перепись проводилась р 1926—1927 гг. в полосе «Приполярного Севера СССР» (от Мурмана до Сахалина). Она позволила обследовать со-тог ние промыслового хозяйства как русского населения, так и коренных малочисленных народов. Материалы переписи бы­ ли опубликованы в 1929 г. Тогда же, в 1929 г., было издано «статистико-экономи­ ческое описание» Мурманского округа. Большевистская индустриализация и переход к жесткому планированию в конце 1920-х г. превратило статистику в средство политической пропаганды. По воспоминаниям ве­ теранов мурманской статистики, в этот период у них, как и по всей стране, появился двойной стандарт вычисления статистических показателей: для широкого обнародования допускающий исправления в сторону улучшения, а для влас­ ти (закрытые специальным грифом) — без исправления. Хотя тотальная зависимость от плана приводила к искаже­ ниям статистических показателей еще до их поступления в статслужбу, на предприятиях и учреждениях. Поэтому статистические сведения того периода содержат неточности и явные ошибки и требуют критического к себе отношения. А кроме того, несовершенной была сама система выяв­ ления отдельных статистических показателей. Так, первый руководитель «Севрыбхолодфлота» Г. М. Бородулин нспо- минал о несовершенстве бытовавшей в послевоенные годы методики учета производительности труда на флоте: «В со­ ответствии с какой-то ветхозаветной инструкцией, — писал он, — в валовую продукцию флота, являвшуюся исходной для определения общей по флоту производительности труда, включалась только стоимость выработанной плавучими ба ­ зами рыбной продукции. Тарифы же за услуги по тран­ спортировке различных грузов при этом не учитывались (?!). Таким образом, складывалось абсурднейшее положение: з а ­ работанные транспортными судами тарифы в общий обсчет валовой продукции по флоту не входили, а численность их судоэкипажей при обсчете производительности труда учиты­ 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz