Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.
Двинской летописец содержит сведения о торге на Мур манском берегу: в 1555 году «по зиме лрииде весть царю и великому князю от заморские карелы: сказали, что нашли они на Мурманском море два корабля, стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, а товару, сказали, на них много». Соловецкие летописи сообщают о деятельности на Коль ском Севере Соловецкого монастыря, о нападении шведов на селения края в 1589— 1591 гг. Житие Трифона Жития — это особый вид древне- Печенгского русской (а позднее церковной) литера туры, повествующей о жизни и дея нии святых подвижников Русской Церкви. Жития яв ляются важным, хотя и своеобразным историческим источником, сочетающим реальные сведения с вымыслом. И этот существенный недостаток (с точки зрения соблюдения принципа д :стонсрнос ги исторического источника) компенси руется тем, что житийная литература, как никакой другой источник, предоставляет неоценимый материал для изучения представлений о святости. К истории Кольского Севера имеет прямое отношение жи тие Трифона Печенгского. Живший в XVI веке преподобный Трифон Печеигский из вестен как проповедник православия среди лопарей и осно ватель Печенгского монастыря. В середине XVII века соло вецкий монах Сергий Шелонин объединил «малые книжицы» и «писания краткие», составленные учениками Трифона вскоре после его смерти (1583), и составил текст Жития, который ьпоследствии ходил во множестве списков и подвергался не однократной обработке. Житие состоит из нескольких рассказов о приобщении лопарей к православию и основании Печенгского монастыря, хождениях Трифона Печенгского к царю Ивану Грозному и в Великий Новгород «ради милостыни», о чудесах и предсказа ниях преподобного, его кончине, уничтожении шведами Пе ченгского монастыря и посмертных чудесах святого. Первая известная публикация текста Жития была пред принята Казанской духовной академией в 1859 г. п ___Окраинное положение Кольского H X -X V H I I ) С е ч » 4Ю*М0 неизбежным его кон- ' такт с иностранцами. Среди тех, кто 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz