Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

большую науку приходят многие исследователи. Своеобраз­ ную эстафету от школы принимает вуз, в частности, исто­ рический факультет педуниверситега, где созданы все усло­ вия для подготовки будущего исследователя: читаются спе­ циальные курсы по историческому краеведению, разработа­ на регноноведчсская проблематика курсовых и дипломных работ. Далее открывается дверь в аспирантуру. Но все начинается со школы. Школьное краеведение в Мурманской области сравнительно молодо. До 1960-х годов оно было представлено опытом отдельных учителей-энту- зиастов, таких, например, как А. Чарыгнн, активно' прово­ дивший историко-краеведческие занятия с детьми в 1930—50-е гг. в Коле. Под его руководством учащиеся соб­ рали много экспонатов из истории Колы XVII—XIX веков, в том числе пушки, ядра, ружья, монеты, предметы домаш­ него поморского быта, сделали макеты старой Колы. В Ко­ льской средней школе А. Чарыгин организовал один из пер­ вых на территории Мурманской области школьных музеев10. Но таких примеров весьма мало. Только с появлением на Кольском полуострове ученых кадров в области историчес­ ких и педагогических наук, собственных историко-краевед­ ческих сил стало возможным превращение школьного крае­ ведения в систему. При участии ведущих -ученье-историков Мурманского педагогического института И. Ф. Ушакоза и А. А. Киселева, а также школьного учителя В. В. Дранишникова (ныне до­ цента) в 1960—70-е гг. были разработаны рассчитанные на разный возрастной уровень программы, учебные и методи­ ческие пособия по историческому краеведению для школ Мурманской области. Это заложило основы для использо­ вания краеведческих знаний в учебном процессе. Складыва­ лась и система внеклассной работы по краеведению, вклю­ чающая сеть краеведческих кружков и школьных музеев, иерархию олимпиад и конкурсов. На региональном уровне система школьного краеведе­ ния координируется органами народного образования в тес­ ном взаимодействии с Мурманским государственным педа­ гогическим университетом, Мурманским институтом повыше- 10 За новаторский для своего времени опыт внедрения в школь­ ное образование регионального компопепта Л. Чарыгин был удостоен ордена Ленина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz