Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

гащавшие науку новым эмпирическим материалом. Во мно­ гом поэтому в : краеведческих кругах Мурмана начинает ис­ пользоваться термин- «краеведческая наука»; свидетельст­ вующий- о неразрывной связи двух этих уровней познания. В'послевоенное время историки-краеведы появились прак­ тически во всех городах к районах Мурманской области. В их числе — А. В. Беляев, А. Минкин, В. Мужиков, М. Оре- шета, Б. Романов, В: Сорокажердьев, И; Чесноков (Мур­ манск), В: Жданов (Североморск); М. Головенков (Мур- маши); JI; Потемкин (Печенгский^район), Г. Кузьмин, К. Р а ­ зину А'. Крячков (Кандалакша), Б ; Кошечкнн (Апатиты) и другие. Их усилиями-созданы добротные краеведческие тру­ ды по> истории населенных пунктов, топонимике, военной ис­ тории -освоения -Севера 'и т. д. Нужно заметить, что в Мурманске не произошло, воссоз­ дания краеведческого общества, но развитие исторического краеведения стимулируют тесно, примыкающие к. нему иные общественные структуры: Всероссийский фонд культуры, Общество охраны памятников истории- и культуры, Общест­ во «Знание», историко-родословное общество и прочие куль­ турно-просветительские общества, советы ветеранов, отряды по поиску останков погибших участников боевых действий и военной техники времен Второй мировой- войны, местные- творческие союзы, ( и . в особенности, писательские организа­ ции), Ассоциация, кольских- саамов, национальные земляче­ ства и др. Активное участие в краеведческих, разысканиях' принимает Православная: Церковь, Школьное К историческому краеведению примыкает и кпаеведение школа> которая, впрочем, использует его не столько в исследовательских, сколько в пе­ дагогических целях. Действительно, история «малой роди­ ны» открывает большие возможности для воспитания граж ­ данских чувств и развития' творческих способностей- уча­ щихся. И сделанное учащимся под руководством учителя «открытие», пусть, д аже не вполне значимое для; науки, име­ ет огромный педагогический'- эффект. Вместе1с тем нельзя недооценивать роль школьного крае ­ ведения и в исследовательском процессе. Школьному краеве­ дению: принадлежит особая( роль; В; пополнении- ш естествен­ ной- регенерации^ кадрового- состава- историков-регионоведов. Ведь именно со школьной скамьи в краеведение, а>затем и в 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz