Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

ретным стратегическим планам СССР и США, театром во­ енных действий п будущей третьей мировой войне объявлял­ ся Северный Ледовитый океан, благодаря использованию атомных подводных лодок, способных к подледному пла ­ ванию. Отсюда и то внимание, которое СССР и США уде­ ляли строительству подводных лодок, и та активность, ко­ торую обе страны проявляли в освоении Арктики. В 1962 го­ ду советская атомная подводная лодка «Ленинский комсо­ мол» всплыла на Северном полюсе, повторив тем самым ре­ корд американской подлодки «Наутилус», установленный четырьмя годами ранее. Уступив это первенство американ­ цам, СССР между тем оказался первой и единственной страной в мире, построившей атомный ледокольный флот гражданского назначения, базой которого стал Мурманск. В 1977 тоду атомный ледокол «Арктика» впервые из над­ водных судов в истории человечества достиг Северного по­ люса. Именно атомный ледокольный флот позволил СССР превратить трассу Северного морского пути в постоянно действующую. Особенно важным в геостратегическом отношении ока ­ зывалось Мурманское побережье с незамерзающими зали- ьами. Для обслуживания кораблей Северного флота именно здесь создавалась система морских баз и судоремонтных з а ­ водов. Из Кольского залива, например, СССР тайно пере­ возил на Кубу ядерные ракеты, что впоследствии привело к Kapn6cKOMv кризису 1962 года. В Никель была проложена железная дорога, призванная обслуживать также и нике­ левые рудники. С применением труда заключенных начала строиться железная дорога к военно-морской базе в Иокан- ге (однако после смерти Сталина строительство было замо­ рожено). С 60-х годов в Мурманской области начинает формироваться система автомобильных дорог. Масштабная программа милитаризации, проводившаяся СССР на Севере, подогревала разведывательную активность стран НАТО и США, разведывательные корабли и самоле­ ты которых регулярно появлялись в районе Кольского по­ луострова, провоцируя конфликты. Так, 1 июля 1960 года над Баренцевым морем силами ПВО был сбит военный американский самолет РБ-47. На протяжении всего послевоенного периода еще одним стратегическим фактором на Кольском Севере оставались 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz