Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.
ретным стратегическим планам СССР и США, театром во енных действий п будущей третьей мировой войне объявлял ся Северный Ледовитый океан, благодаря использованию атомных подводных лодок, способных к подледному пла ванию. Отсюда и то внимание, которое СССР и США уде ляли строительству подводных лодок, и та активность, ко торую обе страны проявляли в освоении Арктики. В 1962 го ду советская атомная подводная лодка «Ленинский комсо мол» всплыла на Северном полюсе, повторив тем самым ре корд американской подлодки «Наутилус», установленный четырьмя годами ранее. Уступив это первенство американ цам, СССР между тем оказался первой и единственной страной в мире, построившей атомный ледокольный флот гражданского назначения, базой которого стал Мурманск. В 1977 тоду атомный ледокол «Арктика» впервые из над водных судов в истории человечества достиг Северного по люса. Именно атомный ледокольный флот позволил СССР превратить трассу Северного морского пути в постоянно действующую. Особенно важным в геостратегическом отношении ока зывалось Мурманское побережье с незамерзающими зали- ьами. Для обслуживания кораблей Северного флота именно здесь создавалась система морских баз и судоремонтных з а водов. Из Кольского залива, например, СССР тайно пере возил на Кубу ядерные ракеты, что впоследствии привело к Kapn6cKOMv кризису 1962 года. В Никель была проложена железная дорога, призванная обслуживать также и нике левые рудники. С применением труда заключенных начала строиться железная дорога к военно-морской базе в Иокан- ге (однако после смерти Сталина строительство было замо рожено). С 60-х годов в Мурманской области начинает формироваться система автомобильных дорог. Масштабная программа милитаризации, проводившаяся СССР на Севере, подогревала разведывательную активность стран НАТО и США, разведывательные корабли и самоле ты которых регулярно появлялись в районе Кольского по луострова, провоцируя конфликты. Так, 1 июля 1960 года над Баренцевым морем силами ПВО был сбит военный американский самолет РБ-47. На протяжении всего послевоенного периода еще одним стратегическим фактором на Кольском Севере оставались 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz