Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

Поскольку Балтийское и Черное моря оказались бло­ кированы противником, как и в годы Первой мировой вой­ ны, в стране повторился «эффект Вторых Дарданелл». В виду того, что восточный (через Владивосток) и южный (через Персидский залив) маршруты доставки помощи были весьма протяженными, а значит экономически менее выгод­ ными, наибольший интерес для союзников, в особенности на первом этапе войны, представлял именно северный маршрут (через Архангельск и Мурманск), как наиболее короткий, хотя и весьма опасный. При всей очевидной удобности северного коридора, об­ служивающий его Северный флот, будучи самым слабым из всех советских флотов, испытывал колоссальное напряже­ ние при выполнении поставленной стратегической задачи. Такое положение во многом вытекало из существовавших в довоенные годы у военного руководства представлений о вспомогательной, тактической роли северного направления. Основные силы традиционно размещались на Балтике и на Черном море. Но несмотря на все опасности, поджидавшие союзни­ ческие суда по пути следования через Северную. Атланти­ ку, Норвежское и Баренцево моря, где весьма активно дей­ ствовал германский флот, северный маршрут уже с конца 1941 года превратился в основную транспортную артерию между СССР и союзниками. К августу 1942 года из-за гра ­ ницы через Мурманск и Архангельск было ввезено столько же самолетов, танков и танкеток, сколько их было в сос­ таве всех советских фронтов на начало 1942 года. Между тем усиление арктической группы германского флота в 1942 году принесло и крупные потери среди союз­ ников (трагедия 17-го конвоя), что в конечном итоге з а ­ ставило переориентировать основной грузопоток с северно­ го маршрута на южный и восточный, однако при одновре­ менном расширении самого грузопотока. Поэтому и в по­ следующие годы объем ввозимых через Мурманск и Ар­ хангельск союзнических грузов оставался весьма значитель­ ным. Прием и обработка этих грузов происходила в Мурман­ ске довольно слаженно, несмотря на частые бомбардировки города немецкой авиацией. Помимо этого, мурманчане ре­ монтировали военные корабли, лечили раненых, ловили ры­ 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz