Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.
Поскольку Балтийское и Черное моря оказались бло кированы противником, как и в годы Первой мировой вой ны, в стране повторился «эффект Вторых Дарданелл». В виду того, что восточный (через Владивосток) и южный (через Персидский залив) маршруты доставки помощи были весьма протяженными, а значит экономически менее выгод ными, наибольший интерес для союзников, в особенности на первом этапе войны, представлял именно северный маршрут (через Архангельск и Мурманск), как наиболее короткий, хотя и весьма опасный. При всей очевидной удобности северного коридора, об служивающий его Северный флот, будучи самым слабым из всех советских флотов, испытывал колоссальное напряже ние при выполнении поставленной стратегической задачи. Такое положение во многом вытекало из существовавших в довоенные годы у военного руководства представлений о вспомогательной, тактической роли северного направления. Основные силы традиционно размещались на Балтике и на Черном море. Но несмотря на все опасности, поджидавшие союзни ческие суда по пути следования через Северную. Атланти ку, Норвежское и Баренцево моря, где весьма активно дей ствовал германский флот, северный маршрут уже с конца 1941 года превратился в основную транспортную артерию между СССР и союзниками. К августу 1942 года из-за гра ницы через Мурманск и Архангельск было ввезено столько же самолетов, танков и танкеток, сколько их было в сос таве всех советских фронтов на начало 1942 года. Между тем усиление арктической группы германского флота в 1942 году принесло и крупные потери среди союз ников (трагедия 17-го конвоя), что в конечном итоге з а ставило переориентировать основной грузопоток с северно го маршрута на южный и восточный, однако при одновре менном расширении самого грузопотока. Поэтому и в по следующие годы объем ввозимых через Мурманск и Ар хангельск союзнических грузов оставался весьма значитель ным. Прием и обработка этих грузов происходила в Мурман ске довольно слаженно, несмотря на частые бомбардировки города немецкой авиацией. Помимо этого, мурманчане ре монтировали военные корабли, лечили раненых, ловили ры 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz