Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.
борьбы имел прямое отношение и к перспективам разви тия Мурмана: победа левых сил обеспечивала ускоренное индустриальное развитие края, победа же правых — наобо рот, весьма замедленные темпы промышленного строитель ства. Поэтому неудивительно, что мурманские руководи тели (первый секретарь губкома ВКП(б) И. М. Жданов, председатель губисполкома В. М. Мельников и др.), ж е лавшие получить от государства как можно больше средств на развитие края, поддерживали левую оппозицию. Однако введение большевиками в 1921 году новой эко номической политики (НЭП), сменившей военный комму низм, означало временную, но победу правых сил. Поско льку НЭП был ориентирован прежде всего на восстанов ление подорванного войной крестьянского хозяйства, он не мог обеспечить быстрого роста промышленности. Поэтому к Кольскому Северу, с его неземледельческой экономикой, нэповские мероприятия имели лишь косвенное отношение, но и здесь, как и во всей стране, они носили стимулирующий характер. Так, например, была отменена государственная монополия на рыбные промыслы, послед ние снова стали свободными. Еще одной стимулирующей мерой стало снижение налогового бремени: тогда как в зем ледельческих районах по всей стране продразверстка заме нялась значительно меньшим по размеру продналогом, Мур ман, в силу своей экономической слабости, и вовсе был о с вобожден правительством от продналога. Но, пожалуй, главным последствием НЭПа для Кольс кого Севера стал прорыв дипломатической изоляции СССР, позволивший ускорить возобновление товарообмена между Россией и Западом, которое, в свою очередь, привезло к оживлению работы Мурманского порта и Мурманской ж е лезной дороги. При этом, не располагая необходимыми ре сурсами на осуществление проектов по развитию края, Со ветское правительство, согласно нэповской стратегии, фак тически предложило местным властям искать средства са мостоятельно, превратив Мурманскую железную дорогу в «промышленно-транспортный и колонизационный комбинат», который должен был не только перевозить грузы, но и з а ниматься колонизацией Мурмана — ловить рыбу, заготов лять лес, искать полезные ископаемые, заниматься торгов лей, а вместе с тем способствовать заселению полосы ьдоль железной дороги. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz