Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

борьбы имел прямое отношение и к перспективам разви­ тия Мурмана: победа левых сил обеспечивала ускоренное индустриальное развитие края, победа же правых — наобо­ рот, весьма замедленные темпы промышленного строитель­ ства. Поэтому неудивительно, что мурманские руководи­ тели (первый секретарь губкома ВКП(б) И. М. Жданов, председатель губисполкома В. М. Мельников и др.), ж е ­ лавшие получить от государства как можно больше средств на развитие края, поддерживали левую оппозицию. Однако введение большевиками в 1921 году новой эко­ номической политики (НЭП), сменившей военный комму­ низм, означало временную, но победу правых сил. Поско­ льку НЭП был ориентирован прежде всего на восстанов­ ление подорванного войной крестьянского хозяйства, он не мог обеспечить быстрого роста промышленности. Поэтому к Кольскому Северу, с его неземледельческой экономикой, нэповские мероприятия имели лишь косвенное отношение, но и здесь, как и во всей стране, они носили стимулирующий характер. Так, например, была отменена государственная монополия на рыбные промыслы, послед­ ние снова стали свободными. Еще одной стимулирующей мерой стало снижение налогового бремени: тогда как в зем­ ледельческих районах по всей стране продразверстка заме ­ нялась значительно меньшим по размеру продналогом, Мур­ ман, в силу своей экономической слабости, и вовсе был о с ­ вобожден правительством от продналога. Но, пожалуй, главным последствием НЭПа для Кольс­ кого Севера стал прорыв дипломатической изоляции СССР, позволивший ускорить возобновление товарообмена между Россией и Западом, которое, в свою очередь, привезло к оживлению работы Мурманского порта и Мурманской ж е ­ лезной дороги. При этом, не располагая необходимыми ре­ сурсами на осуществление проектов по развитию края, Со­ ветское правительство, согласно нэповской стратегии, фак ­ тически предложило местным властям искать средства са ­ мостоятельно, превратив Мурманскую железную дорогу в «промышленно-транспортный и колонизационный комбинат», который должен был не только перевозить грузы, но и з а ­ ниматься колонизацией Мурмана — ловить рыбу, заготов­ лять лес, искать полезные ископаемые, заниматься торгов­ лей, а вместе с тем способствовать заселению полосы ьдоль железной дороги. 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz