Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

цы, среди которых было много китайцев), но и военноплен­ ные. Одновременно на берегу Кольского залива для приема союзнических судов строился торговый порт. К осени 1916 года была пущена построенная вчерне железная до ­ рога. Военно-стратегические грузы пошли по ней вглубь Рос­ сии. Тогда же здесь был основан новый российский город, названный, в силу своего важного стратегического значения, фамилией царской семьи — Романов-на-Мурмане. Западные газеты сразу же окрестили Мурманскую ж лезную дорогу «Вторыми Дарданеллами». С постройкой же ­ лезной дороги далекая северная окраина перестает быть < . раиной, притягивая интерес правительства не в меньшей сте­ пени, а иногда даже и в большей, чем иной центральный регион страны. Тем самым начинает оформляться северное стратегическое направления российской геополитики. «Се­ верным» его можно называть по месту расположения, а на самом деле оно вело на Запад точно так же, как балтий­ ское или черноморско-средиземноморское. Очевидно, что северная стратегия появляется для Рос­ сии довольно неожиданно и вынужденно: «Вторые Д ард а ­ неллы» не появились бы, если Россия могла бы пользова­ ться настоящими Дарданеллами или Балтикой В след за союзническими судами на Север пришли во­ енные корабли, а позднее и подводные лодки враждебной Германии. Российскому правительству пришлось принимать меры для охраны северного побережья и прилегающих к нему участков Северного Ледовитого океана путем созда­ ния, причем, фактически на пустом месте, военно-морского формирования. Для этого сюда, главным образом с Д а л ь ­ него Востока, переправляются российские военные кораб­ ли (в том числе и потопленные в русско-японскую войну и выкупленные у японцев крейсер «Варяг», линкор «Чесма» и др.). Сформированные из них военно-морские части и под­ разделения становятся основой для созданной в июле 1916 г. Флотилии Северного Ледовитого океана со штабом в Ар­ хангельске. На Кольском Севере было построено две военно- морские базы — в Кольском заливе (порт Романов) и на Мурманском побереже (Иоканьга). Поскольку техническое состояние русских военных ко­ раблей оставляло желать лучшего, их оказывалось явно 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz