Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

ГЛАВА 2. ПРИБЛИЖЕНИЕ СЕВЕРА: СТАНОВЛЕНИЕ СЕВЕРНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 2.1. Эффект «вторых Дарданелл»: Кольский Север в годы Первой мировой войны 1914—1918 гг. и в период Северное области (1918—1920 гг.) Начавшаяся в 1914 году мировая война, в которую ока­ залась втянута и Россия, кардинально изменила геополи­ тическую ситуацию. Военные действия потребовали напря­ жения всех сил и поиска новых источников ресурсов. Со­ юзники России по Антанте (Англия, Франция и примыкав­ шие к ним США) были готовы продавать ей стратегичес­ кие товары (вооружение, продовольствие и т. д.). Однако главный противник Антанты — Четверной союз (Герма­ ния, Австро-Венгрия, Турция и Болгария) — сумел фак ­ тически заблокировать Россию. В районе ее западной су­ хопутной границы тянулся фронт. Оказались закрытыми и морские выходы в Европу: Балтийское море заперли нем­ цы, а проливы Босфор и Дарданеллы — турки. Владиво­ стокский порт был слишком удален от центра России. Вся нагрузка, таким образом, легла на Архангельск, для чего в срочном порядке начались работы по реконструкции его порта и связывающей его с центром железной дороги. Од­ нако более чем на полгода этот единственный, оставшийся у России, выход в Европу блокировала сама природа, ско­ вывая льдом архангельский рейд и Белое море. В этой ситуации взоры ппавительства обратились на Мурман. Правительство Николая II, испытав острый де­ фицит геополитического pecvoca, решает компенсировать его проведением на Кольский Север железной дороги, ко­ торая должна была протянуться более чем на 1000 верст от Петрозаводска (уже связанного железной дорогой с Петроградом) до Кольского залива по болотистой и пере­ сеченной местности. Для ее создания были задействованы огромные ресурсы, расходование которых увеличивали и сжатые сроки строительства (1915— 1916 гг.). Поэтому для прокладки полотна на Мурман и в Карелию присылались не только вольнонаемные рабочие (в том числе иностран­ 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz