Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.
ходили. После присоединения Новгорода претензии Моск вы естественно были перенаправлены в сторону совладели цы округа Дании. Возобновление давнишнего «лапландско го спора» в XVI веке в значительной степени было вызвано как ростом могущества новых владельцев округа, что поз воляло последним изыскивать ресурсы в том числе на уре гулирование спорных пограничных проблем, так и начав шимся в XV веке процессом русского заселения южной час ти Кольского полуострова. В первой половине XVI века московские власти первыми начинают наступление и проводят курс на приобщение ло- парей-язычников к православной, русской вере, что должно было закрепить территорию их проживания за Русским го сударством. Так, в 1526 году Великий князь московский Ва силий III поручил новгородскому архиепискому Макарию отправить на Крайний Север священнослужителей для со вершения обряда православного крещения саамов. Этому предшесетвовала большая миссионерская работа. В Лаплан дии проповедникам православия (Трифону, Феодориту и др.) открывалось широкое поле деятельности, но в пределах Ко льского полуострова, т. к. лопари, жившие в Финмарке, в свое время уже подверглись влиянию католичества. Однако сама церковь в Норвегии тогда переживала упадок, вызван ный реформацией, и это избавило православие от западного конкурента. Деятельность православных миссионеров в вос точной части датско-московского округа, в целом, увенча лась успехом также благодаря выбранной ими гибкой т ак тики. Действовавший вблизи рек Колы и Туломы Феодо- рит,. относясь к числу так называемых «нестяжателей», сде лал ставку на культурно-просветительскую работу, изуче ние саамского языка, переводы Библии и т. д. Правда, пред ложенная им модель монастыря не претендовала на хозяй ственное освоение края. Оказавшись материально слабым, монастырь Феодорита распался и его монахи ушли на реку Печенгу, к Трифону. Трифон же, напротив, следуя иосиф- лянской тактике, строил свою миссионерскую деятельность при помощи вовлечения саамов в торгово-экономические о т ношения. Поэтому, в отличие от Феодорита. он занимался укрупнением своей обители: приобретал земли, развил хо зяйство, получив при этом поддержку Ивана Грозного. Ос нование Печенгского монастыря в середине XVI века имело огромное значение для утверждения православия, а значит и русской государственности в ' наиболее Спорном, северо 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz