Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

ходили. После присоединения Новгорода претензии Моск­ вы естественно были перенаправлены в сторону совладели­ цы округа Дании. Возобновление давнишнего «лапландско­ го спора» в XVI веке в значительной степени было вызвано как ростом могущества новых владельцев округа, что поз­ воляло последним изыскивать ресурсы в том числе на уре­ гулирование спорных пограничных проблем, так и начав­ шимся в XV веке процессом русского заселения южной час­ ти Кольского полуострова. В первой половине XVI века московские власти первыми начинают наступление и проводят курс на приобщение ло- парей-язычников к православной, русской вере, что должно было закрепить территорию их проживания за Русским го­ сударством. Так, в 1526 году Великий князь московский Ва ­ силий III поручил новгородскому архиепискому Макарию отправить на Крайний Север священнослужителей для со­ вершения обряда православного крещения саамов. Этому предшесетвовала большая миссионерская работа. В Лаплан ­ дии проповедникам православия (Трифону, Феодориту и др.) открывалось широкое поле деятельности, но в пределах Ко­ льского полуострова, т. к. лопари, жившие в Финмарке, в свое время уже подверглись влиянию католичества. Однако сама церковь в Норвегии тогда переживала упадок, вызван­ ный реформацией, и это избавило православие от западного конкурента. Деятельность православных миссионеров в вос­ точной части датско-московского округа, в целом, увенча­ лась успехом также благодаря выбранной ими гибкой т ак ­ тики. Действовавший вблизи рек Колы и Туломы Феодо- рит,. относясь к числу так называемых «нестяжателей», сде­ лал ставку на культурно-просветительскую работу, изуче­ ние саамского языка, переводы Библии и т. д. Правда, пред­ ложенная им модель монастыря не претендовала на хозяй­ ственное освоение края. Оказавшись материально слабым, монастырь Феодорита распался и его монахи ушли на реку Печенгу, к Трифону. Трифон же, напротив, следуя иосиф- лянской тактике, строил свою миссионерскую деятельность при помощи вовлечения саамов в торгово-экономические о т ­ ношения. Поэтому, в отличие от Феодорита. он занимался укрупнением своей обители: приобретал земли, развил хо ­ зяйство, получив при этом поддержку Ивана Грозного. Ос­ нование Печенгского монастыря в середине XVI века имело огромное значение для утверждения православия, а значит и русской государственности в ' наиболее Спорном, северо­ 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz