Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

Новая заря возрождения Мурмана, надеемся, не угаснет и сменится ясным днем. Академик С. Ф. Платонов. Преобладающая часть земной поверхности покрыта мо­ рями — глобальной инфраструктурой, обеспечивающей наи­ более дешевый способ транспортировки людей и товаров, а вместе с ними — силы и влияния. Редкое государство смог­ ло добиться могущества в мире, не имея выхода в море. Еще в XVII веке голландский мыслитель Г. Гроций р а з ­ мышлял о приобретении власти над той или иной частью моря, выделив два способа для этого: через деятельность находящихся в море людей (например, флота) и опираясь на территорию, «поскольку с берега есть возможность ока­ зывать принуждение на тех, кто находится в ближайшей части моря». Не случайно поэтому за порты и приморские участки суши столетиями велась неустанная борьба. Не за одно столетие стала великой морской державой и Россия, поначалу имевшая всего лишь один морской порт Архангельск на Севере. Начавшееся во время Петра I ра з ­ рушение международного изоляционизма России привело к осознанию географического неудобства Архангельска отно­ сительно прямых морских выходов в Европу через Балтий­ ское и Черное моря. Но только боевые действия позволили России укрепиться на обоих берегах в XVIII веке. Параллельно Россия продвигалась на восток. В XIX ве­ ке она прочно обосновывается на берегу Тихого океана. Казалось бы, тем самым оформление геополитического контура России в основном завершилось. Основные страте­ гические направления — западное, южное и восточное —- были победоносно отмечены основанием морских портов (Петербург, Севастополь, Владивосток). Однако Первая мировая война, начавшаяся в 1914 го­ ду, открыла неожиданный феномен. Россия ощутила нехват­ ку геополитического ресурса, вследствие чего была вынуж­ дена вновь устремиться на Север. Но не только в старый Архангельск, но и прежде всего на далекую и захудалую заполярную окраину на берегу Баренцева моря. Сюда была спешно построена Мурманская железная дорога, которую 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz