Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

Демократизация исторической мысли, таким образом, привела к методологическому и концептуальному плюрализ­ му, сделав тем самым неизбежным сосуществование различ­ ных подходов, оценок, суждений. «Вторые Дарданеллы» °Д ]Ш 1,3 1ЮВЫХ методологических к. подходов изучения региональной истории представлен в нашей книге «Вторые Дарданеллы: Кольский край в истории Российского государства» (Мур­ манск, 2003).19 Мурман рассматривается в книге не самодостаточной ре­ гиональной целостностью, а элементом геополитической сис­ темы, значение и развитие которого определяются внешни­ ми, находящимися за пределами региона факторами — меж­ дународными отношениями и государственной политикой. Согласно этой концепции, внутренние, собственно региона­ льные стимулы не сыграли ведущей роли в развитии этого края, поскольку этому препятствовали неблагоприятные условия жизни, вызванные его заполярным расположением. Используемый здесь принципиально новый, геополити­ ческий ракурс рассмотрения региональной истории позво­ лил построить оригинальную периодизацию, в основу коп рой положено изменение геополитического статуса региона. В ходе первого этапа (с древнейших времен до 1914 г.) территория Кольского Севера, хотя в результате многове­ ковой борьбы и была присоединена к Российскому государ­ ству, пребывала на «задворках» геополитики («то место убогое», утверждал царь Федор Михайлович). Отсюда про исходило замедленное развитие края. Только в рамках второго этапа (с началом первой ми­ ровой войны в 1914 г. и до окончания Второй мировой вой­ ны) государство начинает, да и то в большей степени вы­ нужденно, рассматривать Мурман сферой своих стратеги­ ческих интересов. Именно тогда построенной Мурманской железной дорогой был открыт запасной выход России на Запад, крайне необходимый в условиях блокирования про­ тивником Черного и Балтийского морей. Этот северный ко­ ридор сразу же получил название «Вторых Дарданелл». Железная дорога вдохнула жизнь в дальнюю окраину, поз* 19 В несколько переработаппом виде этот очерк помещен во вто­ рой раздел настоящей книги. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz