Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.
лонизационного движения на Мурман, хотя и имели место в третий период, после отдачи в середине XVIII в. про мыслов в монополию к графу П. И. Шувалову (которого Г. Ф. Гебель, в отличие от многих других вельмож, оцени вал положительно), и в четвертый период, после установ ления правительством льгот для желающих переселиться на Мурман, все же кардинально не изменили ситуацию к лучшему. Поскольку будущее Мурмана Г. Ф. Гебель связывал прежде всего с рыбными промыслами, в качестве- главного участника мурманской истории он видел помора-рыбака. Ло пари не интересовали Г. Ф. Гебеля. В вопросе о «вымира нии лопарей» Г. Ф. Гебель поэтому не только поддержал пессимистов, но и пошел дальше их, утверждая, что лопари вымирают по «естественному закону», которому «все мало способные к культуре охотничьи и кочевые племена, при ходя в соприкосновение с культурными народа, исчезают с лица земли, уступая им свое место». Г. Ф. Гебель критико вал Н. Н. Харузина за стремление защитить лопарский на род, иронично называя его «платоническим другом лопа рей». Лопарский народ «приговорен к исчезновению», — писал Г. Ф. Гебель, — «и никто не будет жалеть о том, что исчезнет ленивый, грязный лопарь-кочевник...». Такой вывод, конечно, не украшал исследование Г. Ф. Ге беля, переступившего тем самым этическую грань исследо вателя. В остальном же его труд своеобразно подводил черту теоретическим разработкам дореволюционной историогра фии Мурмана, окончательно утверждая «историю обедне ния» в качестве ее несущей конструкции. * * * Дореволюционная историография Мурмана проделала не малую работу, фактически предложив взамен примитивных обыденных представлений о прошлом Кольской земли кон цепцию «истории обеднения». Последняя базировалась уже не на элементарной схеме противопоставления двух элемен тов, как в историческом фольклоре саамов и поморов, а предусматривала рассмотрение истории как развивающего ся процесса, хотя и однонаправленного (от богатства к бед ности). 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz