Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

лонизационного движения на Мурман, хотя и имели место в третий период, после отдачи в середине XVIII в. про­ мыслов в монополию к графу П. И. Шувалову (которого Г. Ф. Гебель, в отличие от многих других вельмож, оцени­ вал положительно), и в четвертый период, после установ­ ления правительством льгот для желающих переселиться на Мурман, все же кардинально не изменили ситуацию к лучшему. Поскольку будущее Мурмана Г. Ф. Гебель связывал прежде всего с рыбными промыслами, в качестве- главного участника мурманской истории он видел помора-рыбака. Ло ­ пари не интересовали Г. Ф. Гебеля. В вопросе о «вымира­ нии лопарей» Г. Ф. Гебель поэтому не только поддержал пессимистов, но и пошел дальше их, утверждая, что лопари вымирают по «естественному закону», которому «все мало­ способные к культуре охотничьи и кочевые племена, при­ ходя в соприкосновение с культурными народа, исчезают с лица земли, уступая им свое место». Г. Ф. Гебель критико­ вал Н. Н. Харузина за стремление защитить лопарский на ­ род, иронично называя его «платоническим другом лопа­ рей». Лопарский народ «приговорен к исчезновению», — писал Г. Ф. Гебель, — «и никто не будет жалеть о том, что исчезнет ленивый, грязный лопарь-кочевник...». Такой вывод, конечно, не украшал исследование Г. Ф. Ге­ беля, переступившего тем самым этическую грань исследо­ вателя. В остальном же его труд своеобразно подводил черту теоретическим разработкам дореволюционной историогра­ фии Мурмана, окончательно утверждая «историю обедне­ ния» в качестве ее несущей конструкции. * * * Дореволюционная историография Мурмана проделала не­ малую работу, фактически предложив взамен примитивных обыденных представлений о прошлом Кольской земли кон­ цепцию «истории обеднения». Последняя базировалась уже не на элементарной схеме противопоставления двух элемен­ тов, как в историческом фольклоре саамов и поморов, а предусматривала рассмотрение истории как развивающего­ ся процесса, хотя и однонаправленного (от богатства к бед­ ности). 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz