Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.

После революции мифология ие исчезает. Многочислен­ ные переселенцы, приехавшие па Кольскую землю в совет­ ский период, рождают собственное обыденное толкование местной истории Оно также основывалось па простейшем приеме разделения и противопоставления. Правда, новая мифология уже не учитывает саамско-поморский культурный пласт, остающийся на периферии индустриальных строек. Отсутствие у новых поселенцев достоверной информации о Мурмане порождает миф о том, что у этого края вообще нет истории. Тем самым, «неисторический» Мурман противопос­ тавляется х о р о ш о обжитым районам России с «богатой ис­ торией». птку-’а и рт»еуало большинство переселенцев. Не исключено, что это утверждало в исторической значимости их собственного переезда на Север. В лучшем случае дореволюционное прошлое Кольского края связывалось в обыденном сознании советских людей со ссылкой сюда «борцов за свободу». И хотя ссылка на Коль­ ский Север до революции в действительности не приобрела широкого размаха, этот миф появляется по аналогии с дру­ гой окраиной России — Сибирью, которая уже до револю­ ции крепко вошла в народные представления как место ка ­ торги и ссылки. Кольский край даже называли «подстолич- ной Сибирью», имея ввиду его сравнительную близость к столице. Отсюда же происходит попытка объяснения географичес­ кого названии города Кандалакши. В обыденном представ­ лении это название связывалось с кандальниками, сослан­ ными на Кольский Север. В районе нынешней Кандалакши они, мол, снимали свои кандалы — дальше бежать было не­ куда, — говоря при этом: «Кандалам ша!». Подобные нелепицы рождались и в отношении других то­ понимов. Так, например, обыденная история объясняла про­ исхождение названия Колы — давным-давно пришел якобы на место будущего города мужик и воткнул в землю кол: появилась Кола. Укоренению обыденных представлений об историческом прошлом Кольской земли невольно способствовала и совет­ ская идеология. Идеологам было важно показать, что исто­ рия Мурмана рождается только после Октябрьской револю­ ции благодаря преобразованиям большевиков, следователь­ но, до революции «темнота и невежество, цинга и эпидемии были постоянным уделом жителей полуострова». Тем самым, *Ь0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz