Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России : (на материалах Кольского полуострова) / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т, науч. отд. ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПУ, 2004. - 241 с.
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ КАК ПРОЦЕСС (КОЛЬСКИЙ СЕВЕР) 4.1. От фольклора к «истории обеднения»: первоначальное накопление знаний по истории Кольской земли и их осмыс ление в дореволюционный период. Фольклоо и Неотъемлемой частью человеческого сознания обыденная является историческая память. Человеческое ' сообщество пыталось дать объяснение историче- И С 1 V/ р И Я ^ ским событиям еще задолго до появления ис торической науки, и не утратило эту способность после ее появления. Не случайно голландец Симон Ван Салинген, живший во второй половине XVI века, вспоминал, что, ока завшись в Кандалакше, встретил там Федора Жиденова, «слывшего за русского философа, который написал историю Лапландии и Карелии». До нас, к сожалению, не дошли исторические труды «русского философа» и:: Кандалакши, и о первоначальных исторических представлениях жителей Кольского Севера мы можем судить только по фольклору. Обыденная интерпретация истории весьма примитивна. Человек сохраняет в памяти не все подряд, а наиболее яр кие, значимые с его точки зрения события. Обыденное соз нание часто дихотомично. Оно дает оценку событию (или событиям) при помощи наиболее простого приема — разде ления и ' противопоставления. Таков, например, исторический фольклор саамов и помо ров, живших на Кольской земле столетиями. «Механизм», или «пружина» исторического прошлого как для тех, так и для других — это антогонизм, рождающийся в борьбе их предков с врагами. В различных преданиях, передававших ся из уст в уста, образ врага может быть персонифициро ванным («Аника-воин», «великан», «разбойник», «англичан ка» и т. д.) и множественным (у поморов — «шведы» и «немцы»; у саамов — «шиши», «чудь», «юльквик»). Исход борьбы с врагом в саамской и поморской мифоло гии зависел от чуда, сверхестественной силы, магических способностей, божественного провидения. Таким образом, обыденное сознание, рождая миф, соединяло рациональные и иррациональные способы объяснения. Таковы были первые исторические опыты. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz