Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.

‘оленеобразный, похожий на оленя’ от пуаз ‘олень’ [Керт 1988: 90]. В полевых исследованиях выявлено 9 наименований масти оленя, не зафиксированных в словарях саамского языка. В составе лексико-семантической группы «Наименования стада оленей», насчитывающей 5 лексем, выявлена оппозиция по дифференциальному признаку «размер»: чигар ‘[небольшое] стадо (оленей)’ [СРС: 391] и чуэз ‘большое стадо’ [СРС: 406, АА, ГВ, ГП, ГТ, ЛГ]. Первый компонент оппозиции имеет признак принадлежности оленю, а второй - нет, о чем также свидетельствует наличие сочетания с определительным компонентом пудзэ чуэз ‘оленье стадо’ [АА]. Лексема лупс чуэз ‘вольное стадо’ [ЛГ] отражает одну из характерных особенностей традиционного оленеводства кольских саамов - вольный выпас оленей. Анализ тематической подгруппы наименований оленя в исследуемом диалекте показал, что отдельные наименования - лексемы получают реалии, актуальные для сознания носителей и языковой картины мира саамского народа. В лексемном наполнении ТПГ наименований оленя содержатся лексемы, принадлежащие к субстратному слою лексики саамского языка, например, čoavzex ‘яловая олениха’, čusjvex ‘серый (олень)’, kuisikos ‘5-летн. самец-олень’, kan'ts ‘дикий олень’, л ^ р еѴ ‘теленок (годовалый олень)’, niygлes' ‘самка’, п'илр ‘короткорогий или безрогий олень’, puaz ‘олень’, vaz ‘важенка (3-6 лет)’, vUbres' ‘олень-самец трех лет’, vrn'al ‘2-годовалая важенка’ [Керт 2009: 154]. В номинациях оленя, основанных на антропоморфных и зооморфных метафорах, реализуется саамская хозяйственно-мифологическая модель мира, сакрально­ интимное отношение человека к оленю, тотемистические представления саамов о происхождении человека. Важнейшим мотивационным признаком при номинации оленя является его возраст, определяющий его хозяйственное применение в разные периоды жизни [Волков 1996: 20]. Для носителя при названии оленей важен возраст особи и в связи с этим качество его шкуры, а для взрослых особей важными факторами выступают пол, способность приносить потомство, способность к обучению и хождению в упряжке и др. Выбор 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz