Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.

доказательством того, что протосаамы до встречи с прибалтийско-финскими племенами не принадлежали к народам финно-угорской языковой семьи [Керт 1966: 168]. В саамском языке отсутствует грамматическая категория рода [Керт 2003б: 53, Куруч 1985: 537]. Однако этот факт не оказал влияния на его способность выражать пол живых существ. Как отмечал М.Я. Немировский « .н е т в мире ни одного языка, где обозначение пола не могло бы получить того или иного языкового выражения.наличие в языке какой-либо номинальной классификации или отсутствие таковой не имеет никакого влияния на способность этого языка обозначать пол живых существ, и языки, не обладающие никакой номинальной классификацией, как например тюркские, монгольские и множество других, могут выражать различие пола не хуже любого из прометеидских языков с тремя или двумя родами, или языков банту с их многочисленными номинальными классами» [Немировский 1938: 216]. Лексема пуаз, выступая в качестве родового наименования, не передает информацию о половой принадлежности особи, то есть имеет нулевое значение признака пола. Для обозначения пола особи безотносительно других признаков используются составные лексемы ниуулэсс пуаз и оаресъ пуаз, включающие субстантивный компонент ниуулэсс ‘самка’ [СРС: 213] или оаресъ ‘самец’ [СРС: 233] соответственно. Данные словосочетания строятся по модели «сущ. в номинативе + сущ.», связь между их компонентами выражена соположением. Определяющие компоненты данных словосочетаний выражают лицо или предмет (в широком смысле), а определяемые - класс или отряд однородных лиц, предметов. По мнению Г.М. Керта, словосочетания этого типа в саамском языке конкурируют со словосочетаниями типа «сущ. в генетиве + сущ.», что связано с тем, что генетив в саамском языке не имеет твердо выраженного морфологического показателя. Различие же, проявляющееся во внутренней флексии (количественные и качественные изменения гласных и согласных), особенно количественные, в потоке речи становятся незаметными [Керт 1971: 268]. Ввиду сложности разграничения этих словосочетаний без 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz