Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.

что в языке есть слова, совпадающие со словесным обозначением этой «темы», не означает, что они выражают данную тему как бы в чистом виде, - они, конечно, представляют ее своим значением, но значение слова и элемент значения - не одно и то же» [Шмелев 1973: 107]. З.Д. Попова и И.А. Стернин выделяют в качестве основных видов компонентного анализа минимальный и полный. Минимальный компонентный анализ группы слов - это «элементарный прием выявления различий в семантике слов» с целью разграничения значений небольшой группы семантически близких слов, который «проводится до тех пор, пока каждое слово не будет представлено своим неповторимым набором сем» [Попова, Стернин 1984: 118]. Полный компонентный анализ, целью которого является максимально полное выявление семной структуры семем, проводится «при помощи словарных дефиниций с привлечением, в основном, всей лексико-семантической группы слов, к которой принадлежит исследуемая единица», при этом «компонентному анализу подвергаются все единицы, входящие в данную лексико-семантическую группу». Однако несмотря на то, что полный компонентный анализ являются наиболее полным методом семного анализа и позволяет выделить архисемы и дифференциальные семы значения, он не может обеспечить «стопроцентное выявление семного состава семемы. Набор сем и из количество оказываются в зависимости от количества единиц в лексико-семантической группе... Слова некоторых семантических групп (наименования животных, растений, плодов и др. вообще не поддаются компонентному анализу в силу того, что в их значениях преобладает чувственно-наглядный, эмпирический компонент» [Попова, Стернин 1984: 120-123]. Для того чтобы с большей степенью точности определить значение слова, необходимо сопоставить его с близкими по значению словами. Результатом такого сопоставления является выявление в их значениях общих (интегральных) и различительных (дифференциальных) признаков, то есть определение положения элементов системы относительно друг друга. Лексико-семантические группы, составляющие лексику традиционных занятий кольских саамов, являются четко 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz