Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.
35-52], Н.Н. Волкова [Волков 1996: 11-24], Н.Я. Озерецковского [Озерецковский 1804: 131], Т.В. Лукьянченко [Лукьянченко 1971: 19-34], В.В. Чарнолуского [Чарнолуский 1930а: 30-31], Н.Н. Харузина [Харузин 1890: 104-108]. Суть вольного выпаса заключается в том, что после отела в начале июня саамы отпускали своих оленей на свободу и они паслись без присмотра пастухов все лето, а саамы в это время жили в погостах и занимались рыболовством [Лукьянченко 1971: 26]. Имание оленей происходило в октябре по первому снегу и состояло в том, что пастухи обходили территорию пешком с навьюченными (ручными) оленями, которые везли снаряжение. Поймав с помощью аркана несколько ездовых быков, объезжали тундру на кережках. Разбредшихся оленей приманивали особыми гортанными криками, а также с помощью колокольчика и оленегонной собаки [Лукьянченко 2003в: 66-77]. С конца XIX века на Кольском полуострове параллельно саамской системе выпаса существовала ижемско-самодийская, а с началом коллективизации в 1930 х годах произошел переход с саамской на коми-ижемскую систему и оленей стали выпасать в течение всего года под наблюдением пастухов с собакой. Кроме того, вследствие смешения с мелкими тундровыми ижемскими оленями постепенно стала другой и сама порода оленя. Такое изменение элементов материальной культуры не могло не отразиться в языке народа, о чем свидетельствуют обнаруженные нами в оленеводческой лексике соответствия в саамском, коми и ненецком языках. Как известно, ижемцы заимствовали оленеводство в середине XVIII в. от ненцев, при этом оба народа жили в зоне расселения саамов в восточной части Кольского полуострова в конце XIX-начале XX века, куда они переселились из Ижемско-Печорского из-за массового падежа оленей [Лукьянченко 2003в: 71]. В 1970-х гг. оленеводческие хозяйства полуострова перешли к полувольному выпасу с использованием давнего саамского приема - изгородей. Таким образом, традиционная цикличная система хозяйства просуществовала у саамов до начала XX века и была разрушена ликвидацией 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz