Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.
как некая отрасль скотоводства. Однако олени - полудикие животные и их приручение не похоже на приручение домашнего скота. Человек приспособился к годичному циклу передвижения оленей, то есть не человек приручил дикого оленя, а олень «приручил» к себе человека [Черняков 1998: 52-59]. Приручение дикого оленя является причиной этнографической обособленности и вместе с тем устойчивости древних европейских охотников и рыболовов на крайнем севере Европы [Волков 2000: 47]. В.В. Чарнолуский писал: «Олень в быту лопаря - все: и пища, и средство передвижения, и источник побочных заработков; вследствие чего без преувеличения можно сказать, что бюджет лопаря среднего достатка обеспечен оленем. Он же является живым запасом меховой одежды и обуви; иногда части его организма являются лечебными средствами. Он же служит материалом для некоторых изделий из рога и кости и, наконец, средством для умилостивления божества и хранителем человеческого счастья» [Чарнолуский 1930а: 23-69]. Таким образом, олень дает населению тундры пищу и шкуры для изготовления одежды, жилища и постели, а также служит и единственным транспортным средством (зимой - в упряжке, а летом - под вьюк), а значит, поддерживает рыболовство и охотничий промысел. Оленеводство саамов характеризуется настолько своеобразными чертами, что выделяется исследователями в особый тип, не имеющий аналогов у других оленеводческих народов Севера и Сибири [Василевич, Левин 1951: 75]. Анализ научной литературы, характеризующей саамское оленеводство, показывает, что в этом элементе культуры прослеживается два рода особенностей, сформировавшихся на разных этапах этнической истории саамского народа. К особенностям традиционного оленеводства саамского типа относят малый размер стад, вольный летний выпас стада с применением дымокуров и изгородей, осеннее собирание оленей, применение изгороди, отел на привязи, своеобразную оленью упряжку, использование пастушеской собаки. Вольный выпас как наиболее характерная особенность традиционного оленеводства кольских саамов описан в работах В.К. Алымова [Алымов 1928б: 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz