Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.

приобретает вспомогательную, но все же существенную роль, а охота отходит на задний план в связи с истощением запасов промыслового зверя в регионе [Ушаков 1997: 214]. Именно занятия оленеводством, рыболовством и охотой лежат в основе этнографического своеобразия саамов [Волков 2000: 46]. Характер традиционного саамского хозяйства предполагал бережное отношение к природе: саам никогда не брал рыбы или птицы больше, чем нужно для нужд семьи [Иванищева, Бакула 2012: 17]. Своеобразный тип хозяйства российских саами связан с сезонными перекочевками. Цикл кочевания зависел от местного ландшафта, времени года и от биологических особенностей поведения объектов хозяйствования (оленей, рыбы, промысловых животных и птиц). «Весной лопарь около рек промышляет семгу, придет Ильин день - переселится на озера, в половине сентября - опять к речкам. Около Рождества - в погост, в пырт. Потому кочующие, что лопарь живет по рыбе и по оленю. В жаркое время олень от комара подвигается к океану. Лопарь - за ним» [Пришвин 1982: 267]. Хозяйственный год у кольских саамов был строго регламентирован и состоял из 8 сезонных периодов, не совпадающих с календарными месяцами, в течение которых работа планировалась таким образом, что обеспечивалось комплексное хозяйство и успешное сочетание разных видов деятельности [Лукьянченко 2003в: 67]. Северный олень, вокруг которого строится большая часть традиционных хозяйственных занятий обитателей Арктики, является единственным животным тундры, способным пропитать значительную популяцию хищников [Слезкин 2008: 21]. Время возникновения оленеводства наукой не установлено. З.Е. Черняков в своих очерках этнографии саамов представил две противоположные точки зрения на происхождение оленеводства: строго локализованное оленеводство недавнего происхождения и оленеводство древнего происхождения, возникшее независимо в разных районах ойкумены, при этом ученый отмечал, что обе позиции основаны на неверных предпосылках: в рамках обеих теорий оленеводство рассматривается 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz