Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.

248 Комм.: сякэтѣ паjjктэ вуэдтэнѣ - сшивать щетки в подошву (для обуви) [СРС, 339]; сяНк вуэд лёв роавас вуэд - подошвы (обуви) из щеток - очень крепкие подошвы [СРС, 339]. туллъй - шкура (крупного животного) [СРС, 362]; шкура [ССРРС, 97; ГП; ГТ; ЮА]. tullj - шкура [СОСД, 209]. цуннц - мездра, подкожная пленка; пленка (в мясе и т.п.) [СРС, 380]; мездра [ЮА]. шишшенѣ - выделанная кожа, шкура без ворса [ССРРС, 110; ГП; ГТ]. шышшенѣ - кожа (шкура животного после дубления) [СРС, 415]. Комм.: Наиболее простой, но весьма трудоемкий способ обработки заключался в получении кожи, с которой снимали волосяной покров. Это ровдуга, замша, по- саамски - «шижнъ». Процесс изготовления ровдуги начинали с того, что постелю (оленью шкуру в необработанном виде - А.Э.) клали шерстью вниз в любую стоячую воду: лужу, у берега озера и т.д. «Если положить шкуру в проточную воду, - как говорили информаторы из с. Ловозеро, - то она не будет киснуть». В воде постелю держали от трех дней до недели, после чего с нее уже легко снимался волосяной покров. По материалам 20-х гг., шкуру после вымачивания свертывали в несколько рядов и укладывали под камень для вытравливания шерсти. От современных информаторов таких данных получить не удалось. Они лишь указывали, что сразу после вымачивания шерсть со шкуры снимали руками, затем после мытья и сушки кожу клали в теплую воду с размельченной ольховой корой. Иногда воду для получения ровдуги делали мыльной пли же добавляли в нее рыбий жир (Краснощелье). Но более употребительной добавкой к ольховой коре был коричневый слой березовой коры (заболонь), благодаря чему, как указывали информаторы из с. Ловозеро, кожа становилась более мягкой, чем при добавлении в раствор только ольховой коры. В с. Сосновка, поскольку ольха в этой местности относится к числу редких деревьев, раствор для кожи готовили из березовой коры, для чего нижний коричневый слой размельчали, высушивали его впрок и употребляли по мере надобности. Как подчеркивала К.Н. Лешукова (г. р. 1927, род. в с. Сосновка), «важно в раствор положить «дуба» ровно столько, чтобы не сгорела кожа». В указанных разновидностях отвара ровдугу выпаривали около двух суток, и, «чтобы кожа продубилась во всех местах», ее периодически сильно разминали руками. После этих процедур ровдуга становилась светло­ коричневого цвета, затем снова сушилась и была готова к употреблению. Для получения эластичной замши ее обрабатывали специальным скребковым орудием («нессъкем»). [КСМ 1986, 116]. Шкуры по возрасту оленя вусъкэдт - шкура новорожденного теленка [ГП; ГТ].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz