Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.
248 Комм.: сякэтѣ паjjктэ вуэдтэнѣ - сшивать щетки в подошву (для обуви) [СРС, 339]; сяНк вуэд лёв роавас вуэд - подошвы (обуви) из щеток - очень крепкие подошвы [СРС, 339]. туллъй - шкура (крупного животного) [СРС, 362]; шкура [ССРРС, 97; ГП; ГТ; ЮА]. tullj - шкура [СОСД, 209]. цуннц - мездра, подкожная пленка; пленка (в мясе и т.п.) [СРС, 380]; мездра [ЮА]. шишшенѣ - выделанная кожа, шкура без ворса [ССРРС, 110; ГП; ГТ]. шышшенѣ - кожа (шкура животного после дубления) [СРС, 415]. Комм.: Наиболее простой, но весьма трудоемкий способ обработки заключался в получении кожи, с которой снимали волосяной покров. Это ровдуга, замша, по- саамски - «шижнъ». Процесс изготовления ровдуги начинали с того, что постелю (оленью шкуру в необработанном виде - А.Э.) клали шерстью вниз в любую стоячую воду: лужу, у берега озера и т.д. «Если положить шкуру в проточную воду, - как говорили информаторы из с. Ловозеро, - то она не будет киснуть». В воде постелю держали от трех дней до недели, после чего с нее уже легко снимался волосяной покров. По материалам 20-х гг., шкуру после вымачивания свертывали в несколько рядов и укладывали под камень для вытравливания шерсти. От современных информаторов таких данных получить не удалось. Они лишь указывали, что сразу после вымачивания шерсть со шкуры снимали руками, затем после мытья и сушки кожу клали в теплую воду с размельченной ольховой корой. Иногда воду для получения ровдуги делали мыльной пли же добавляли в нее рыбий жир (Краснощелье). Но более употребительной добавкой к ольховой коре был коричневый слой березовой коры (заболонь), благодаря чему, как указывали информаторы из с. Ловозеро, кожа становилась более мягкой, чем при добавлении в раствор только ольховой коры. В с. Сосновка, поскольку ольха в этой местности относится к числу редких деревьев, раствор для кожи готовили из березовой коры, для чего нижний коричневый слой размельчали, высушивали его впрок и употребляли по мере надобности. Как подчеркивала К.Н. Лешукова (г. р. 1927, род. в с. Сосновка), «важно в раствор положить «дуба» ровно столько, чтобы не сгорела кожа». В указанных разновидностях отвара ровдугу выпаривали около двух суток, и, «чтобы кожа продубилась во всех местах», ее периодически сильно разминали руками. После этих процедур ровдуга становилась светло коричневого цвета, затем снова сушилась и была готова к употреблению. Для получения эластичной замши ее обрабатывали специальным скребковым орудием («нессъкем»). [КСМ 1986, 116]. Шкуры по возрасту оленя вусъкэдт - шкура новорожденного теленка [ГП; ГТ].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz